Развитие навыков социальной адаптации и самоконтроля у детей с ОВЗ

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Галушко Александра Андреевна, воспитатель, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск

Раскрытие причин негативного (нежелательного) поведения детей с ОВЗ поможет найти практический универсальный метод, который поможет уменьшить драматизм взаимоотношений между такими детьми и взрослыми в школе и дома.

Жизнь родителей воспитывающих ребёнка с ОВЗ непроста, они часто обнаруживают, что воспитательные методики, эффективные в отношении других детей, - объяснения, аргументы, моральная поддержка, забота, переключение внимания, игнорирование, поощрение и наказание - не дают ощутимых результатов с их детьми. Даже лекарства, которые обычно прописывают их детям, не ведут к заметным улучшениям в их поведении.

Независимо от того, какой медицинский диагноз стоит у ребёнка с ОВЗ, этих детей, объединяет ряд отличительных свойств, к которым очень часто относятся: неорганизованность, импульсивность, крайняя неадаптивность и отсутствие навыков самоконтроля в ситуации эмоционального стресса. Эти свойства значительно осложняют жизнь, как самим детям, так и окружающим, вынужденным с ними общаться. Таким детям невероятно трудно здраво мыслить, когда увеличивается эмоциональная нагрузка. Даже простые изменения обстановки, последовательности действий, просьбы и замечания окружающих способны вызывать у них острую напряженную реакцию, разбалансированность в поведении, физическую и словесную агрессию, затяжные истерики.

Существует целый ряд диагнозов, которые обычно ставят таким детям, но даже же знание диагноза, не даёт нам объяснение, почему ребёнок с ОВЗ так себя ведёт. Такие дети бывают очень и очень разными. Одни выходят из себя десятки раз в день, а вторые - лишь раз в неделю, третьи - просто убегают или замыкаются в себе. Иногда это происходит только дома или только в школе, а иногда и дома, и в школе. Некоторые повышают голос, начинают кричать, но не прибегают к ругательствам, словесной или физической агрессии. 

В характере таких детей есть и прекрасные качества, и большинство из них обладают хорошим потенциалом. В большинстве случаев их общее интеллектуальное развитие находится на уровне близком к норме, либо есть корригируемая задержка психического развития. Но отсутствие адаптивности и навыков эмоционального самоконтроля затмевает их положительные качества и причиняет значительные неудобства в обычных повседневных делах и в учебном процессе, как самим детям, так и их близким, педагогам, которые с ними работают. В большинстве случаев родители этих детей - заботливые, доброжелательные люди, испытывающие глубокое чувство вины из-за того, что они не в состоянии помочь своим детям.

Просто родителям, учителям, родственникам и специалистам, работающим с такими детьми, необходимо осознать тот факт: такие дети часто требуют особого подхода в области дисциплины и организации их жизни. Для правильного взаимодействия с ними, прежде всего, необходимо четкое представление о причинах подобного поведения. Эффективные стратегии коррекции естественным образом вытекают из понимания причин своеобразного поведения ребенка. В некоторых случаях понимание мотивов такого поведения само по себе ведет к улучшению отношений между детьми и взрослыми, даже без применения специальных воспитательных стратегий. 

Чаще всего проблемы с адаптивностью и самоконтролем у детей с ОВЗ начинают возникать, когда окружающий мир начинает требовать от них умения пользоваться диалогической речью, самоорганизации, сдерживания своих порывов, эмоционального самоконтроля и навыков социализации. Реакцией ребёнка с отставанием в развитии и отсутствием навыков самоконтроля становится - вспыльчивость, склонность к постоянным скандалам и затяжным истерикам. Важно понять, что подобные дети не выбирают сознательно такую манеру поведения, она отражает своеобразную задержку в развитии процесса обучения и освоения мира, несформированность навыков адаптивности и самоконтроля. Следовательно, такие реакции, как и любые другие формы неадаптивного поведения, возникают, когда предъявляемые к ребёнку требования превышают его способность адекватно на них отвечать.

Причинами такого отклонения в поведении детей с диагнозом ОВЗ является ригидность мышления, не развитость таких навыков как сознательное самоуправление, речевые навыки, навыки контроля эмоций, интеллектуальной гибкости и социальные навыки. Именно их отсутствие мешает ребёнку себя контролировать и своевременно адаптироваться к изменениям внешнего мира.

Разобравшись каких именно навыков не хватает ребенку с ОВЗ, его можно научить эффективно справляться с раздражением, гибко мыслить, решать возникающие проблемы, уметь переключаться с одной задачи на другую, организовывать и планировать свою деятельность, а, также дистанцироваться от проблемы или раздражителя.

Именно нехватка определённых навыков объясняет, почему многие дети испытывают затруднения при переходе от правил и требований одной ситуации к правилам и требованиям другой ситуации, растёт их раздражение, становится трудно сдерживать себя и собраться с мыслями.

Многие дети с ОВЗ известны своей неорганизованностью и импульсивностью. Организация и планирование - это тоже тип ключевых навыков, необходимых для оценки разных вариантов поведения при столкновении с проблемами или раздражителями. В этом случае ребёнка необходимо учить определить стоящую перед ним задачу, уметь выбирать различные варианты ее решения, оценить их с точки зрения последствий и выбрать соответствующую стратегию поведения.

В таких случаях непослушание не является сознательным: дети становятся жертвами собственных эмоций, вызванных сильным раздражением, они не могут обратиться к рациональному мышлению, пока не успокоятся.

 Дети с задержкой или нарушениями речевого развития не обладают достаточным словарным запасом для определения и выражения своих эмоций, следовательно, - это ведёт к различным отклонениям в поведении: внезапным проявлениям вспыльчивости, истерикам, физической и словесной агрессии. Все эти последствия оказывают негативное влияние на их взаимоотношения с родителями, учителями и другими детьми.

Повышенная раздражительность может вызываться не только происходящими в мозгу ребёнка с ОВЗ химическими процессами. Некоторые дети раздражительны из-за хронических проблем, связанных с неуспеваемостью, плохими отношениями с одноклассниками, учителями и родителями.

Ребёнка с задержкой развития когнитивных навыков, раздражительного или склонного к беспокойству, важно научить адаптивному подходу к решению проблем, снижая при этом степень его раздражительности и беспокойности. Необходимо формировать навыки интеллектуальной гибкости, так как дети с ОВЗ обычно склонны к прямолинейному, черно-белому и буквальному восприятию действительности. Это объясняется тем, что в раннем детстве, когда дети только начинают свое знакомство с окружающим миром, им легче просто сложить два и два, тогда как исключения из правил или разные точки зрения осложняют стоящую перед ними задачу. Но по мере взросления дети понимают, что в большинстве своем реальные ситуации не бывают черно-белыми, и что исключения из правил и различные точки зрения - неотъемлемая часть нашей жизни.

Им крайне сложно дается адаптивный подход к действительности, а столкновение с непредвиденными обстоятельствами нередко доводит их до полной потери контроля над собой.

Дети, о которых идет речь, предпочитают предсказуемость и размеренное течение жизни. Они теряются при столкновении с неожиданными, непредсказуемыми, многозначными ситуациями. У них возникают проблемы, когда требуется приспособиться к ситуации, скорректировать свои взгляды, они обращают слишком пристальное внимание на отдельные факты и детали, но нередко оказываются не в состоянии оценить общую картину.

Такие дети испытывают значительные затруднения, пытаясь применить ограниченный набор правил к миру, требующему от них комплексного подхода.

Многие дети с ОВЗ плохо разбираются в сути происходящего и в нюансах человеческих взаимоотношений, они часто неверно истолковывают ситуацию: «учитель меня не любит», «все ко мне придираются», «со мной никто не дружить». Такие дети не умеют соотносить текущую ситуацию со своим прежним опытом; они могут испытывать затруднения из-за неумения влиять на развитие событий и отношений. У них ограниченный репертуар ответов, применяемый без разбора: они могут хихикать, пихаться, вмешиваться в чужой разговор тогда, когда такое поведение неприемлемо. Кроме того, такие дети не в состоянии понять, как их поведение воспринимается со стороны, и не умеют оценивать влияние своих поступков на других людей. Они также испытывают дефицит навыков общения в самых обычных ситуациях (не могут завести разговор, присоединиться к группе ребят). Нужно понимать, что детям, причем не только с ОВЗ, часто не хватает навыков, ведь коммуникабельность, социальная адаптивность и устойчивость к раздражению не всем даются с рождения, и не всеми легко приобретаются.

Итак, если помогать ребенку с ОВЗ, развивать необходимые навыки и решать стоящие перед ним проблемы - можно избежать негативного (нежелательного) поведения, оно станет понятным и вполне предсказуемым.

К счастью, их перечень не велик: это навыки сознательного самоуправления, т. е. способность переключаться с одной задачи на другую, организация и планирование (разработка соответствующего плана действий при столкновении с проблемой или раздражителем), а, также способность дистанцироваться от аффекта (умение отделять эмоциональную реакцию на проблему от интеллектуальных усилий, требующихся для решения проблемы). Всё это ключевые навыки, необходимые для того, чтобы эффективно справляться с раздражением, гибко мыслить и решать возникающие проблемы.

Метод поощрений и наказаний не помогает овладеть навыками адаптивности и эмоционального самоконтроля. Потому, что наказание или отказ в ожидаемом поощрении усиливают раздражение ребенка, а не снижают его. И потому, неадаптивность родителей не способствует развитию адаптивности у ребенка. Важно чтобы все окружающие находились на одной волне. Если это невозможно, необходимо вовлечь как можно больше участников учебного процесса, лучше иметь на своей стороне хотя бы нескольких понимающих людей, чем вообще никого.

Список проблем, которые приводят к эмоциональным взрывам у детей с ОВЗ, огромен. В него может войти подъем по утрам, сборы в школу, посещение учреждений культуры, гиперчувствительность, выполнение домашних заданий, отход ко сну, скука, переход от одного вида деятельности к другому, взаимоотношения с братьями и сестрами, голод перед ужином, выбор еды и ее количество, выбор одежды, неожиданное изменение планов и прием лекарств.

В такие моменты навязывание ребенку своей воли - резко увеличивает вероятность взрыва, если вы применяете это к ребенку, чей мозг к этому не приспособлен, вы предъявляете к нему требования, превышающие его способность к адекватному ответу.

Снижение количества и интенсивности родительских требований повышает готовность ребенка к обсуждению оставшихся раздражителей. Роль взрослого в этом случае состоит в том, что бы восполнять ту часть мыслительного процесса, которую он в настоящий момент не в состоянии осуществить. Взрослый становится поводырем в ситуациях эмоционального стресса и раздражения.

Больше половины детей с ОВЗ имеют диагноз СДВГ. Их отличает непродуманность действий, неспособность планировать, неспособность контролировать свои эмоции, отсутствие организационных навыков.

Проявление сочувствия, поддержки, внимания к заботам и потребностям ребенка с ОВЗ способствуете сохранению спокойствия. Приглашение к разговору помогает ребенку понять, что поиск решения проблемы - это процесс, в котором вы участвуете вместе с ним, а не указание, которое вы заставляете его выполнять.

Пока ребенка удерживает от истерик только страх наказания, он ни на шаг не приблизится к осознанию ответственности за свои поступки, а каждый срыв будет увеличивать продолжительность истерик, чувство враждебности и ощущения безнадежности

Если ребенок не выполняет того, что обещал, скорее всего дело не в том, что он не хочет, а в том, что он не может. В таком случае нужно дать ещё одну попытку и найти посильное решение.

Поиск решения проблем поведения вместе с ребенком помогает слышать и слушать, улучшаете взаимопонимание, снижает напряжённость.

Снижение количества истерик и хорошие отношения с родителями, учителями, сверстниками обычно сами по себе оказываются хорошим поощрением для таких детей. Но подобные разговоры не следует заводить во время эмоционального срыва или сразу после него. Лучше отложить их до того момента, когда к ребенку вернется способность мыслить здраво.

Для большинства детей с ОВЗ любые попытки физического контакта в момент истерики лишь увеличивают ее интенсивность, причем нередко до невыносимых пределов. Если изоляция усиливает взрывную реакцию – нужно забыть о ней. С другой стороны, изоляция ребёнка от взрослого или других детей нередко помогает разрядить напряженную обстановку.

Многие дети с ОВЗ не выносят двусмысленности, и это накладывает отпечаток на способ, которым они решают проблемы. Также им трудно адаптироваться к ситуациям, которые развиваются не так, как было запланировано. Дело в том, что школьная обстановка имеет ряд существенных преимуществ по сравнению с домашней. В школе поддерживается более строгий, чем дома, распорядок дня (что хорошо для таких детей), причем свободного времени там практически нет. К тому же, если ребенок принимает лекарственные препараты, их наиболее активное действие приходится именно на школьные часы. Но основной сдерживающий фактор - все же стыд: ребенок тратит массу усилий на то, чтобы в школе держать себя в руках и не терять самообладания на глазах у учителей и одноклассников. Но ни один ребенок не в состоянии так сдерживать себя двадцать четыре часа в сутки. Между тем дома распорядок дня гораздо свободнее, чем в школе, и, кроме того, здесь отсутствует фактор стыда.

Ребенок затрачивает неимоверные усилия на то, чтобы держать себя в руках в течение школьного дня. Как только он попадает домой, он дает выход всем накопившимся эмоциям, которые усилены голодом и усталостью. Если ребенок не устраивает истерик в школе, события школьного дня могут влиять на интенсивность и количество срывов, случающихся в других местах. Все происходящее в школе: подначивания со стороны других детей, чувство изолированности или отверженности, раздражение и стыд из-за трудностей, связанных с выполнением каких-либо заданий, непонимание со стороны учителя, - все это может служить причиной истерик, происходящих после окончания школьного дня. К тому же выполнение домашнего задания распространяет связанные со школой отрицательные эмоции далеко за пределы последнего урока. Поэтому помощь школы необходима даже в том случае, если ребенок примерно ведет себя в классе.

Федеральный государственный образовательный стандарт сегодня ратует за полное включение детей с ОВЗ в стандартную систему школьного образования. Подобный подход позволяет детям с расстройствами обучения и поведения оставаться в обычном классе и общаться с нормотипичными детьми, что снижает уровень настороженности и недружелюбия, возникавший при переводе их на домашний вид обучения.

Таким образом, в настоящее время в типичном классе общеобразовательной школы нередко можно встретить детей с расстройствами, о которых учителя ранее и не слыхивали, не говоря уж о том, что им никогда не приходилось заниматься их коррекцией. В обязанности учителя теперь входит не только знание школьной программы по соответствующему предмету, но и знакомство с различными эмоциональными и поведенческими особенностями, свойственными некоторым из его учеников, а также эффективными методами их коррекции. К сожалению, школьная система не всегда своевременно предоставляет им необходимую поддержку и дополнительную профессиональную подготовку, требующейся для эффективной работы с такими детьми.

Еще более осложняет обстановку низкий уровень терпимости и гибкости, характерный для дисциплинарных установок в большинстве школ. Эти установки обычно представляют собой классическое руководство: перечень того, что ученик должен делать и не должен делать, и перечень мер, которые грозят тому, кто не будет подчиняться требованиям. Однако следует задуматься над одним неоспоримым фактом: общепринятые дисциплинарные меры не оказывают должного воздействия на тех учеников, к которым они применяются чаще всего, и при этом они не нужны тем учащимся, к которым они не применяются никогда. Другими словами, дети, ведущие себя хорошо, делают это не благодаря дисциплинарным мерам, а потому, что они могут вести себя хорошо. С другой стороны, все санкции, включая оставление после уроков, отстранение от занятий, изгнание из класса и так далее, день за днем применяемые за недопустимое поведение к детям с ОВЗ, практически ничего не меняют в их поведении.

Очевидно, что принятие действенных мер для решения проблемы отнимает меньше времени, чем принятие мер, не ведущих к решению проблемы. Сколько бесполезного времени уходит на одни лишь рассказы о проступках ребенка - времени, которое можно было бы потратить на то, чтобы, основываясь на этих проступках, выяснить, какие навыки социальной адаптации и самоконтроля у него отсутствуют. Сколько времени без толку тратится на споры о том, как классифицировать происходящее, - времени, которое можно было бы потратить на разработку реального плана действий. Первой целью его является определение, каких навыков не хватает ребёнку. Для этого, как правило, достаточно одной - двух встреч всех преподавателей, родителей и психолога. Следующая цель - определить, какие проблемы можно решить заблаговременно, и какие навыки нужно целенаправленно развивать. Затем следует распределить роли, т. е. договориться о том, решением каких проблем будет заниматься каждый из взрослых. Независимо от того, сработает или нет первоначальный план действий, команда должна время от времени собираться, чтобы оценивать результаты, пересматривать, намечать ближайшие цели и координировать план в соответствии с ними.

Разрабатывая план действий, важно помнить некоторые принципы. Первое: быстро не выйдет. Второе: абсолютно необходимо, чтобы все взрослые, имеющие отношение к ребенку, нормально друг с другом общались и с пониманием относились к проблеме. Все взрослые, которые взаимодействуют с ребенком с ОВЗ, должны ясно понимать, в чем именно состоят испытываемые им затруднения, обладать навыками, необходимыми для их осуществления, и знать о принятом плане действий. Третье: бесполезно искать виноватых. Когда у ребенка плохо идут дела в школе, родители начинают обвинять учителей, а учителя склонны обвинять родителей. Подобные взаимные обвинения уводят от сути проблемы: всех не устраивает поведение ребенка, но никто до сих пор не приложил серьезных усилий, чтобы ему помочь. Стало быть, нужно объединиться и выработать план, который будет включать все лучшее, что может предложить каждая из сторон.

Приложение усилий к развитию у детей с ОВЗ социальных навыков, помогает сплочению коллектива, что само по себе облегчает изучение общеобразовательных предметов. В сплоченном коллективе неуспеваемость или неприемлемое поведение одного из учеников – это повод научить и помочь, а вовсе не следовать примеру. Детям нужен тот учитель, который понимает, что он делает, а не тот, кто любой ценой блюдет принцип равенства. Иными словами, у ребёнка с ОВЗ уже есть мотивация нормального поведения, и он прекрасно знает, что вы не одобряете его эмоциональных всплесков. Поэтому использование традиционных методов поощрения и наказания – так называемых последствий, – призванных стимулировать его хорошее поведение или научить его тому, что не следует так себя вести, попросту бессмысленно. Подобные методы только увеличивают вероятность эмоциональных взрывов. Но самое главное – они не могут развить у ребенка те навыки, которые у него отсутствуют.

Наша социальная жизнь требует от нас умения планировать, эмоционального контроля, навыков коммуникации и интеллектуальной гибкости, а так же полна знаков, символов, неписанных и оговорённых правил. И если нормотипичные дети без особых проблем принимают правила и приобретают нужные навыки, то ребёнок с ОВЗ испытывает трудности во многих обычных социальных ситуациях, ему бывает трудно выразить свои эмоции и чувства.

Взрослые, взаимодействующие с ребёнком должны понимать, что для развития навыков адаптивности и самоконтроля во время учебной деятельности иногда имеет смысл снизить требования к ребёнку, чтобы он выполнял хоть что - то, а не отказывался выполнять что - либо вообще.

На начальных этапах можно заканчивать занятия с ребёнком раньше, лучше если он освоит хотя бы часть материала, чем не освоит ничего, будет испытывать перегруз и демонстрировать нежелательное поведение. Речь обращённая к ребёнку должна состоять из чётких, понятных, коротких фраз. Взрослый должен быть готов помочь в выполнении задания, не давать несколько инструкций (заданий) в течение короткого промежутка времени, предоставлять возможность выбора. Также не маловажно оставаться спокойным, не проявлять излишнюю, эмоциональность, если что-то пошло не так. Давать задания и инструкции в подходящий момент времени (например, ребенок уже собирается сделать то, что нужно, или когда он готов выполнить задание, слушает). Чередовать учебную деятельность, давая ребенку перерыв. Поощрять правильное выполнение заданий, приемлемое поведение и положительный настрой при этом.

Развитие адаптивности и навыков эмоционального самоконтроля – это наше общее дело и важно знать основные принципы, организации жизни ребёнка с ОВЗ:

  • Структурированная среда помогает ребёнку, становиться самостоятельным и меньше зависеть от помощи взрослых. Поэтому ребёнку с ОВЗ необходимы визуальные подсказки, расписание с иллюстрациями, в котором он может отследить последовательность действий. При посещении незнакомых или малознакомых мест стоит рассказать историю о посещении этого места, показать иллюстрированные правила поведения, ориентиром может так же служить поведение близкого взрослого.
  • Помните, что дети в первую очередь любят радоваться и играть, поэтому подача материала и выполнение заданий возможна непосредственно во время игровой деятельности. Выполнение их должно быть максимально позитивным, они не должны начинаться и заканчиваться ситуацией неуспеха. Важно выстроить сотрудничество с ребёнком при выполнении заданий.
  • Очень важно смотреть на мир с позиции ребёнка, понимать что его интересует, а что беспокоит. Любые капризы и отрицательное поведение, каким бы необычным оно нам не казалось, имеет свою причину, даже если она нам не известна.
  • Дети с ОВЗ больше чем нормотипичные сверстники нуждаются в спокойствии и порядке, это помогает избежать тревожности, эмоциональных взрывов, рассеянного внимания и сосредоточится. Они нуждаются в чередовании видов деятельности (учебной, игровой), в частых перерывах на отдых. По возможности избавится от посторонних стимулов (телефон, планшет, телевизор), звуков отвлекающих внимание, стараться избегать сенсорных и информационных перегрузок.
  • Важно, что бы для ребёнка с ОВЗ были установлены тесные связи между необходимостью получения новых знаний, умений, навыков и всеми аспектами их жизни (понимание на уровне ребёнка – зачем это мне нужно).

Именно помощь взрослых и их взаимодействие помогут ребёнку с ОВЗ научиться выявлять собственные потребности и побуждения, принимать во внимание потребности окружающих, справляться с собой при раздражении, генерировать и оценивать пути решения той или иной проблемы, устраивающее все стороны, мирно разрешать споры и разногласия.