Организация системы ранней помощи детям группы риска, детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях Центра (службы) ранней помощи

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Манылова Елена Николаевна, МАДОУ детский сад "Росинка", структурное подразделение Центр (служба) ранней помощи "Солнечные ладошки", Новоуральск

Дошкольное образование является первой ступенью в системе образования. Благодаря созданию в Российской Федерации служб ранней помощи – Центров (служб) ранней помощи (далее по тексту ЦСРП), современные родители и их дети имеют возможность сделать первый «шажок» в образовательное пространство, начиная с 2 месяцев.

Нынешние реалии таковы, что актуальность создания ЦСРП обусловлена возрастающим числом рождения детей с врожденными патологиями развития различных систем, в том числе с сочетанными аномалиями развития. По данным медицинской статистки 35% детей в России рождаются с врожденными заболеваниями, 12 % детей рождаются недоношенными, и лишь 25 % новорождённых в России полностью здоровы. Число детей инвалидов в стране составляет более 500.000 детей (2%). Свердловская область вошла в топ регионов, где дети имеют различные патологии и почти четверть детей – 22,3% имеют риски развития заболеваний или врожденные патологии.

Данная ситуация в свою очередь обуславливает поиск новых путей и подходов к качественному сопровождению данной категории детей в сфере дошкольного образования.

Целями деятельности ЦСРП мы видим:

  • улучшение функционирования ребенка в естественных жизненных ситуациях (далее по тексту - ЕЖС);
  • повышения качества взаимодействия и отношений ребенка с родителями, другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами, в семье;
  • повышение компетентности родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц в вопросах развития и воспитания ребенка;
  • включение ребенка в среду сверстников, расширение социальных контактов ребенка и семьи.

Данная цель реализуется педагогами Центра посредством решения определенных задач, а именно:

  • Проведение оценки развития ребенка и влияющих на его развитие и функционирование факторов в соответствии с Международной классификацией функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков (далее по тексту -МКФ);
  • Разработка и реализация индивидуальной программы ранней помощи (далее по тексту – ИПРП) для снижения выраженности ограничений жизнедеятельности ребенка;
  • Сопровождение перехода ребенка в группу ДОО;
  • обязательное включение семьи в процесс обучения ребенка.

В данной статье представлен опыт организации ранней помощи ребенку с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее по тексту ТМНР), имеющего статус «ребенок-инвалид» в условиях Центра (службы) ранней помощи «Солнечные ладошки».

Какой он ребенок с ТМНР? Ребенок с ТМНР значительно затрудняется самостоятельно передвигаться, удовлетворять личные потребности, воспринимать и перерабатывать информацию, приобретать опыт деятельности, подражать социальному поведению, инициировать и поддерживать социальное взаимодействие, выражать эмоциональное состояние.
 Все это определяет сложность и специфичность организации и содержания ранней помощи.

 На сегодняшний день воспитанник нашего Центра с данным типом нарушенного развития не может являться субъектом образовательных отношений в полном смысле этого слова, к которому мы привыкли. Но мы, педагоги и родители должны создать базисную основу, которая поможет ему осуществить первые шаги к социализации, а именно: способствовать осознанию собственной и другой личности; способствовать осознанию окружающего предметного мира.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка-инвалида обеспечивается благодаря командному взаимодействию педагогов Центра: педагога-психолога, специалиста по коммуникации, специального педагога, воспитателя, музыкального руководителя. Педагоги ЦСРП оказывают методическую, психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь для особого ребенка и его родителей.

По итогам первичного наблюдения специалистами Центра на ребенка-инвалида разработана ИПРП. В ходе реализации ИПРП специалисты проводят промежуточное психолого-педагогическое изучение ребенка и, при необходимости вносят коррективы в поставленные задачи. В конце статьи представляем фрагмент содержательной части ИПРП ребенка-инвалида: Услуга ранней помощи, реализуемая в рамках ИПРП - «Содействие развитию общения и речи» (приложение № 1).

Формы организации образовательного процесса разнообразны и реализуются с учетом возрастных, индивидуальных особенностей малыша.

Важно отметить, что родители малыша являются непосредственными участниками образовательного процесса. Например, на практико-ориентированных консультациях родители ребенка получают не только теоретические знания о возрастных особенностях своего малыша, но и практические приемы по взаимодействию с ним в естественных жизненных ситуациях. В организованной педагогом деятельности – на индивидуальных \ подгрупповых игровых сеансах – ребенок получает возможность научиться простейшим навыкам социального взаимодействия, а родители могут видеть, как его успехи, так и конкретные трудности, над которыми ещё придётся всем вместе потрудиться.

На основании проведенной работы можно сделать вывод, что для достижения эффективности профилактики вторичных отклонений, коррекции имеющихся нарушений, и социальной адаптации ребенка-инвалида обязательным условием является развитие партнерского междисциплинарного взаимодействия между системой образования, социальной защиты и системой здравоохранения.

Литература

  1. Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В., Ковалева Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2005.
  2. Зайцев Д.В. Интегрированное образование детей с ограниченными возможностями здоровья//Социологические исследования. – 2004. № 7.
  3. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах крат­ковременного пребывания: Методическое пособие / Под ред. Е.А. Стребелевой. — 2-е изд. — М.: Издательство «Экзамен»,
  4. Образование детей с ограниченными возможностями: инновационные модели и технологии: сборник материалов Всеросс. науч.- практ. конф.27 марта 2014 г. \ под общ. ред. С.В. Соловьёвой; ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014.
  5. Слепович Е.С., Полякова А.М. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии. СПб.: Речь, 2008.
  6. Толстикова О.В., Савельева О.В.; Проектирование индивидуального образовательного маршрута как средство социализации ребенка: методические рекомендации. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2015.
  7. Эльнебю И. Без твоего прикосновения я умру… Значение тактильной стимуляции для развития детей / И. Эльнебю. – Мн.: Белорусский Экзархат – белорусской православной церкви, 1999.