Смирных Валентина Павловна, старший воспитатель, МКДОУ "Натальинский детский сад № 4", Красноуфимск
В последнее время в нашей стране все больше внимания стало уделяться детям с ограниченными возможностями здоровья. Все чаще стали говорить о равноправном включении таких детей во все возможные и необходимые сферы жизни общества, о необходимости дать этим детям возможность в современном мире. Нахождение таких детей в дошкольных образовательных организациях общеразвивающей направленности – это не только отражение времени, но и реализация права детей на образование в соответствие с Федеральным Законом "Об образовании в Российской Федерации". Закрепление ФГОС ДО права детей с ОВЗ на инклюзивное образование говорит о гуманизации и демократизации общества.
Не остался в стороне от перемен и наш детский сад, мы уделяем инклюзивному образованию большое внимание. В 2017 году наш детский сад стал участником государственной программы "Доступная среда".
Первоначально нами была определена цель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ: создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей с ОВЗ в социуме.
Для решения поставленной цели были определены задачи психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ:
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) воспитанников, родителей, педагогов.
Важнейшим направлением психолого-педагогического сопровождения развития воспитанников является сохранение и укрепление здоровья таких детей. Решение задач психолого-педагогического сопровождения ребенка не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком, оно требует организации работы со всеми участниками образовательных отношений.
Субъектами психолого-педагогического сопровождения в группах общеразвивающей направленности являются: дети с ОВЗ, родители детей с ОВЗ, весь педагогический коллектив.
Психолого-педагогическая работа с воспитанниками МКДОУ строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития детей дошкольного возраста, которые необходимы для организации образовательной деятельности, как в условиях семьи, так и в условиях ДОО.
Педагоги, реализующие инклюзивное образование, знают теоретические основы развития детей, владеют разнообразными методами обучения и воспитания. С появлением детей с ОВЗ в детском саду педагогам пришлось переосмыслить сложившиеся практики обучения и воспитания дошкольников и определять наиболее оптимальные пути в осуществлении индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.
С целью обеспечения психолого-медико-педагогического сопровождения образовательного процесса дошкольников с ОВЗ в нашем детском саду функционирует Психолого-медико-педагогический консилиум.
Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников детского сада с согласия родителей (законных представителей) на основании письменного заявления или договора между ДОО и родителями (законными представителями) воспитанников в присутствии родителей.
Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально. По данным обследования составляется заключение и разрабатываются рекомендации.
При необходимости углубленной диагностики и (или) разрешения спорных вопросов специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию, имеющую сертификат Министерства образования и молодежной политики Свердловской области.
Образовательный процесс в ДОО осуществляется по адаптированным образовательным программам, разработанным для каждой из групп нарушений. АОП разработаны на основе Примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования, одобренных решением федерального учебно - методического объединения.
В детском саду имеются учебно- методические пособия коррекционной направленности, позволяющие спланировать образовательную деятельность с воспитанниками с ОВЗ . Имеется необходимый дидактический материал.
В группах ДОО создана соответствующая развивающая предметно – пространственная среда. В каждой группе созданы центры уединения, центры релаксации (с набором детской мягкой мебели), имеется достаточное количество кинетического песка, есть столы для рисования песком, "сухие" души. В детском саду имеется "сухие" бассейны, столы "песок - вода", наборы мягких модулей, тактильные дорожки. В работе с детьми используется интерактивное оборудование.
Развивающая среда выстраивается с учетом "зоны ближайшего развития", является безопасной, информативной, вариативной, комфортной и уютной, изменчивой, постоянно обновляемой, учитывающей интересы воспитанников.
В ДОО оборудован кабинет педагога – психолога ( совмещен с кабинетом учителя - логопеда), в котором имеется необходимый материал для диагностической, коррекционной, развивающей работы с воспитанниками с ОВЗ.
Педагоги и администрация проводят большую работу с родителями детей с ОВЗ, реализуя при этом одну из главных задач: помочь родителям понять и принять своего малыша таким , каков он есть, выбрав при этом правильную тактику общения с ребенком.
В МКДОУ созданы "безбарьерные" условия для маломобильных людей:
- построен пандус перед входом в здание,
- на лестничных пролетах здания имеются разноуровневые перила,
- размещены перила по всему первому этажу,
- имеется специально оборудованный санузел,
- в каждой группе имеется по одному специально оборудованному санитарно - гигиеническому помещению,
- входы (дверные проемы) в помещения имеют достаточную ширину,
- полы во всех помещениях одноуровневые,
- в помещениях ДОО отсутствуют пороги.
Оценив свои первые шаги в направлении инклюзивного образования, можно сделать вывод, что оно продвигается вперед. Преодоление социальной изоляции, расширение возможностей произвольного взаимодействия со сверстниками - существенное условие позитивных изменений в развитии таких детей, совершенствования их возможностей к получению дошкольного образования и к дальнейшей жизни в обществе.