Создание в детском саду специальных условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Смирных Валентина Павловна, старший воспитатель, МКДОУ "Натальинский детский сад № 4", Красноуфимск

В последнее время   в нашей стране все больше внимания стало уделяться   детям с ограниченными возможностями здоровья. Все чаще стали говорить о равноправном включении таких детей во все возможные и необходимые сферы жизни общества, о  необходимости дать этим детям возможность в современном мире. Нахождение таких детей в дошкольных  образовательных организациях  общеразвивающей направленности – это не только отражение времени, но и реализация права детей на образование в соответствие с Федеральным Законом "Об образовании в Российской Федерации". Закрепление ФГОС ДО  права детей с ОВЗ на инклюзивное образование говорит о гуманизации и демократизации общества.

Не остался в стороне от перемен и наш детский сад,  мы уделяем инклюзивному образованию большое внимание.  В 2017 году наш детский сад  стал участником государственной программы "Доступная среда".

Первоначально нами была определена цель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ: создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной  адаптации, реабилитации и личностному росту детей  с ОВЗ в социуме.

Для решения поставленной цели были определены задачи психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ:

  • предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
  • помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
  • развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) воспитанников, родителей, педагогов.

Важнейшим направлением психолого-педагогического сопровождения развития воспитанников  является сохранение и укрепление здоровья  таких детей.  Решение задач психолого-педагогического сопровождения ребенка не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком, оно требует организации работы со всеми участниками  образовательных отношений.

Субъектами  психолого-педагогического сопровождения  в  группах общеразвивающей направленности  являются: дети с ОВЗ, родители детей с ОВЗ, весь педагогический коллектив.

Психолого-педагогическая работа с воспитанниками МКДОУ  строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития детей дошкольного возраста, которые необходимы  для  организации  образовательной деятельности,  как в условиях семьи, так и в условиях ДОО.

Педагоги, реализующие инклюзивное образование, знают теоретические основы развития детей, владеют разнообразными методами обучения и воспитания.    С появлением детей с ОВЗ в  детском саду педагогам пришлось  переосмыслить  сложившиеся практики обучения и воспитания дошкольников и определять  наиболее оптимальные пути в осуществлении индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.

С целью обеспечения психолого-медико-педагогического сопровождения образовательного процесса дошкольников с ОВЗ в нашем детском саду  функционирует  Психолого-медико-педагогический консилиум.

Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников детского сада с согласия родителей (законных представителей) на основании письменного заявления или договора между  ДОО  и родителями (законными представителями) воспитанников в присутствии родителей.

Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально. По данным обследования   составляется заключение и разрабатываются рекомендации.

При необходимости углубленной диагностики и (или) разрешения спорных вопросов специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в  территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию, имеющую сертификат Министерства образования и молодежной политики  Свердловской области.

Образовательный процесс в ДОО осуществляется по адаптированным образовательным программам, разработанным для каждой из групп нарушений. АОП разработаны на основе    Примерных   адаптированных основных  образовательных программ дошкольного образования, одобренных решением федерального учебно - методического объединения.

В детском саду имеются    учебно- методические пособия коррекционной направленности, позволяющие спланировать образовательную деятельность с воспитанниками с ОВЗ .  Имеется  необходимый дидактический материал.

В группах ДОО  создана соответствующая развивающая предметно – пространственная среда. В каждой группе созданы центры уединения, центры релаксации (с набором детской мягкой мебели), имеется достаточное количество кинетического песка, есть столы для рисования песком, "сухие" души. В детском саду имеется "сухие"  бассейны, столы "песок - вода", наборы мягких модулей, тактильные дорожки. В работе с детьми используется   интерактивное оборудование.

Развивающая среда выстраивается с учетом "зоны ближайшего развития", является безопасной, информативной, вариативной,  комфортной и уютной, изменчивой, постоянно обновляемой, учитывающей интересы воспитанников.

В ДОО оборудован кабинет педагога – психолога ( совмещен с кабинетом учителя - логопеда), в котором имеется необходимый материал для диагностической, коррекционной, развивающей работы с воспитанниками с ОВЗ.

Педагоги и администрация проводят большую работу с родителями детей с ОВЗ, реализуя при этом одну из главных задач: помочь родителям понять и принять своего малыша таким , каков он есть, выбрав при этом правильную тактику общения с ребенком.

В МКДОУ созданы "безбарьерные" условия для  маломобильных людей:

  • построен пандус перед входом в здание,
  • на лестничных пролетах здания имеются разноуровневые перила,
  • размещены перила по всему первому этажу,
  • имеется специально оборудованный санузел,
  • в каждой группе имеется по одному специально оборудованному санитарно - гигиеническому помещению,
  • входы (дверные проемы) в помещения имеют достаточную ширину,
  • полы во всех помещениях одноуровневые,
  • в помещениях ДОО отсутствуют пороги.

Оценив свои первые шаги в направлении инклюзивного образования, можно сделать вывод, что оно   продвигается  вперед. Преодоление социальной изоляции, расширение возможностей произвольного взаимодействия со сверстниками - существенное условие позитивных изменений в развитии таких детей, совершенствования их возможностей  к получению дошкольного образования и к дальнейшей жизни в обществе.