Типология семей, имеющих детей с челюстно-лицевой патологией, их роль в жизни ребенка

Рейтинг:  3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Прокопенко Яна Вячеславовна, учитель-логопед, МАДОУ "Страна чудес", Новоуральск

Семья ребенка с врожденной челюстно-лицевой патологией, как конкретная категория, исследована недостаточно, имеются лишь единичные работы по этой проблематике (Блохина С.И., Старшинова А.В., Набойченко Е.С., Коркунов В.В.). Все имеющиеся исследования данной категории семей и детей подтверждают мысль о том, что не только дети, имеющие врожденную челюстно-лицевую патологию, но и их семьи нуждаются в комплексной медико-психолого-педагогической и социальной поддержке. Только при решении проблемы интеграции семьи в здоровое, открытое общество можно говорить о полноценной реабилитации ребенка с ВЧЛП.

Появление на свет такого малыша меняет у родителей взгляды на мир, отношения к самим себе и между собой, к своему ребенку, отличающемуся от других. Зачастую психологическое состояние матери в первые месяцы после появления ребенка с патологией характеризовалось как психоэмоциональный стресс с элементами отторжения ребенка и окружающих близких людей.

Меняется у родителей и собственная самооценка, понимание родительской роли и родительской ответственности. Поведенческий компонент родительских установок может иметь негативные аспекты по отношению к ребенку (мужу, жене). Идет искажение восприятия и понимания своего ребенка.

В связи с этим были определены типы семей, имеющих с врожденной расщелиной губы и неба. Условно семьи были разделены на пять больших и наиболее часто встречающихся типов.

  1. I. Функциональные. В них превалировал демократический стиль воспитания, родители имели хороший социальный уровень, образование, удовлетворительные социально-бытовые и жилищные условия. Психологический микроклимат в таких семьях расценивался как положительный, доброжелательный. В семье воспитанием ребенка занимались оба родителя. Ребенок был желанным и принятым со всеми его особенностями. Родители проявляли уравновешенность, рассудительность, уступчивость, поддерживали в доме ровно-благожелательную, доверительную атмосферу. Даже серьезные конфликты не становились поводом к бурным дискуссиям и конфронтации, в которую вовлекались бы младшие члены семьи. Родители проявляли заинтересованность, понимание, доверие, отзывчивость, готовность помочь, поощрить при успехе и ободрить при неудачи. Ребенок привлекался к посильному участию в домашних делах, проведению досуга.
  2. II. Дисфункциональные.
    1. Примитивные. В таких семьях отсутствовал какой-либо стиль воспитания, как, впрочем, отсутствовали любовь и забота к ребенку. Определить отношение к ребенку можно как индифферентное – с низким уровнем контроля и эмоциональной холодностью. Ребенок в такой семье лишний, ненужный вне зависимости от наличия у него дефекта. Родители, как правило, употребляли алкоголь или наркотики, были безработными и существовали за счет ребенка-инвалида. Реабилитация детей, живущих в таких семьях, проходила годами и не приносила каких-либо видимых результатов. Дети из данной категории семей становились подопечными коррекционных образовательных учреждений. Подростки из таких семей отличались девиантным поведением, жесткостью, агрессивностью.
    2. Семьи с синдромом «Мюнхгаузена». Гиперопекающие родители. В данной категории семей родители обычно имеют среднее и высшее образование, хорошие социально-бытовые и жилищные условия, удовлетворительное материальное положение. Психологический портрет членов семьи и их установки можно охарактеризовать как «все нам должны, потому что наш ребенок больной и несчастный». Такой тип семьи характеризовался авторитарным стилем воспитания, стереотипностью поведения и оценок не только по отношению к ребенку, но и к персоналу, участвующему в реабилитационном процессе, игнорированием индивидуальных особенностей людей, бесцеремонностью, холодностью, диктатом, подавлением проявлений самостоятельности ребенком. Воспитательная позиция родителей отличалась непоследовательностью: отцом и матерью отвались противоположные распоряжения, устанавливались запреты, немедленно отменяемые другим родителем. Функции нормативного контроля осуществлялись родителями со склонностью впадать в крайности.
    3. Семьи с синдромом «улитки». Являются наиболее сложными в плане психолого-педагогической диагностики и коррекции. Родители из этой категории не хотят контактировать с участниками реабилитационного процесса, а иногда даже со знакомыми и близкими людьми. Социально-культурный уровень таких семей следует охарактеризовать как среднестатистический, без резкого неблагополучия в жилищной и социальной среде. Подсознательно из этой категории стыдятся своих детей. Стиль воспитания в таких семьях обычно либеральный, отмечается отстраненность и отчужденность родителей как по отношению к ребенку, так и друг к другу. Основной принцип взаимоотношений хорошо характеризуется фразой «делай что хочешь». Особенностью семейной дисфункции по признаку выражения эмоций в этих семьях является недостаток эмпатии. Поэтому дети из таких семей имеют незавершенную реабилитацию, психологические и психические проблемы.
    4. Смешанная семья – семья, где на небольшой территории, в маленькой квартире, проживают одной семьей родители ребенка, бабушки, дедушки и другие родственники. В такой семье невозможно определить стиль воспитания, так как между поколениями взрослых идет борьба за стиль воспитания, за любовь ребенка. Именно в смешанной семье нарушается главный психологический принцип – психологическое пространство ребенка, возможность его развития как самостоятельной полноценной личности. Дети в таких семьях вырастают эгоцентричными и обидчивыми, не терпящими критики, не умеющими определять границы своего «Я». Психологическая реабилитация таких семей заключается в «выстраивании» детско-родительских отношений в нескольких поколениях.