Тьюторское сопровождение в ДОУ как шаг к успешной социальной адаптации ребенка с ОВЗ

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Кашина Ирина Николаевна, учитель-дефектолог, МАДОУ № 17 "Серебряное копытце", Карпинск

Чтобы стать полноценным членом общества, занять свое положение, получить статус с соответствующими  социальными ролями, человеку нужно усвоить нормы и ценности, существующие в данном обществе. Исходя из этого, основной задачей инклюзивного образования является приобщение  детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к основам культуры и цивилизации,  включение в общество, привлечение к активному участию в социальной жизни.

Первым институтом социализации для детей дошкольного возраста является детский сад. Здесь ребенок получает первый опыт общения с  взрослыми, учиться взаимодействовать с группой сверстников.

В детском саду дети с ограниченными возможностями здоровья  могут успешно усвоить и реализовать навыки общения, нормы и правила поведения, ценности, установки, характерные обществу обычных людей. Но для этого нужна постоянная целенаправленная работа всех структур и участников образовательного процесса (педагогов, родителей, сверстников).

Сегодня хотелось бы поделиться небольшим, но успешным опытом внедрения относительно новой педагогической практики, применяемой в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении  № 17 "Серебряное копытце" – тьюторство.

В инклюзивном образовании тьютор – это специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательного учреждения.

Ставка тьютора появилась в штатном расписании МАДОУ № 17 "Серебряное копытце"  с сентября 2018 года  по запросу родителей, на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Тьюторант - мальчик 6 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата. Ранее ребенок год посещал индивидуальные занятия учителя  - дефектолога и учителя – логопеда, поэтому установить взаимодоверительные отношения  было не сложно.

В мои обязанности как тьютора входит:

  1. Сопровождение ребенка во всех режимных моментах группы (принятие пищи, гигиенические процедуры, прогулки, экскурсии и т.д.) Вовлечение мальчика в совместную со сверстниками игровую деятельность. Во время образовательной деятельности организация рабочего пространства, упрощение или усложнение задания педагога, корректировка темпа выполнения, адаптация учебных материалов, которые используются на занятии  в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями  ребенка.
  2. Участие в обсуждении и составление программ, планов, подбор методик работы педагогического коллектива. Образовательная деятельность ребенка осуществляется по адаптированной основной общеобразовательной программе, на тьюторанта составлен индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) с учетом Индивидуальной программы реабилитации и абилитации (ИПРА), рекомендаций ПМПК и пожеланий родителей. ИОМ разрабатывается на один учебный год. В его разработке принимают участие  следующие специалисты: учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели.
  3. Проведение индивидуальных занятий в соответствии с ИОМ и планом занятий. Приоритетными направлениями  являются:
    1. социально-коммуникативное развитие ребенка (личный пример, беседы, чтение художественной литературы, организация коммуникативных и сюжетно-ролевых игр, проигрывание различных ситуаций, поручения посильные ребенку, реализация семейных проектов);
    2. формирование навыков самообслуживания (формирование навыков культурного поведения  за столом, мытье рук, использование носового платка и т.д.);
    3. развитие мелкой моторики рук (использование  бизибордов, геобордов, тренажеров для рук, пальчиковых  игр, самомассаж  шариком Су Джок, игры с прищепками, пеной, песком  и т.д.);
    4. развитие познавательных процессов;
    5. формирование речевого дыхания.
  4. Участие с воспитанником в различных видах социально значимой деятельности, направленной на реализацию социальных проектов и программ (участие в праздниках, концертах, конкурсах, фестивалях и т.д.). Работа в данном направлении важна для  воспитания у ребенка чувства уверенности в своей силе, она дает возможность повысить уровень самоуважения и самооценки, мотивирует на активное взаимодействие с окружающими людьми.
  5. Мониторинг уровня развития ребенка для корректировки способов, приемов, технологий педагогического воздействия.
  6. Регулярное  поддерживание связи с родителями (сообщение о состоянии здоровья, об  успехах и сложностях, которые испытывает ребенок в плане обучения, общения, об особенностях поведения в той или иной ситуации).

В конце учебного года после проведения итогового диагностического обследования, исходя из личных наблюдений, и отзывов родителей можно сделать следующие выводы:

  • у ребенка повысился уровень развития по всем образовательным областям;
  • значительно улучшились показатели развития мелкой моторики рук;
  • мальчик охотно вступает в общение со знакомыми взрослыми, умеет налаживать взаимодействие со сверстниками в группе в самостоятельной деятельности;
  • вырос уровень сформированности сюжетно-ролевой игры.

Одним из главных достижений проделанной работы является формирование у мальчика положительной мотивации к деятельности характерной для ребенка дошкольного возраста (музыкальной, коммуникативной, образовательной, игровой и т.п.).

Считаю, что предоставляя ребенку возможность активно участвовать в жизни группы других сверстников, помогая полноценно прожить период дошкольного детства, мы выполняем главное условие успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, а также вселяем веру в родителей  в успешное  будущее своих детей.