Формирование у дошкольников с ОВЗ экологических представлений с использованием проектной деятельности

Рейтинг:  1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Панкратова Наталия Евгеньевна, учитель-дефектолог, МАДОУ "Гармония", детский сад № 46, Новоуральск

В настоящее время внимание педагогического сообщества обращено к реализации ФГОС ДО, что предполагает создание условий для максимального развития возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья, психолого-педагогического сопровождения их индивидуальности и творческого потенциала.

Успешной социализации ребёнка в современном мире, формированию жизненной компетенции будет способствовать вовлечение дошкольника с ОВЗ в социально значимую деятельность, которая бы активизировала процесс познания, стимулировала инициативу каждого ребенка, повышая тем самым его социальный статус. Одним из перспективных методов, способствующих решению проблемы социализации детей с ОВЗ, является проектная деятельность.

Проектирование в группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР будет успешным при соблюдении следующих условий: учет психофизических и речевых возможностей детей, их интересов; деятельность детей без принуждения; предоставление детям самостоятельности и поддержание их инициативы; совместное со взрослым поэтапное достижение цели; тематика, соответствующая зоне ближайшего развития ребенка.

Большую роль в образовании дошкольников играет практико-ориентированная исследовательская деятельность в природных условиях, а именно – проекты экологической направленности. Современные дети имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Наличие опытного участка в детском саду способствует осуществлению непосредственного контакта детей с объектами природы, развитию экологического мышления в процессе исследовательской, творческой деятельности детей и их непосредственной деятельности на опытном участке, развитию любознательности, наблюдательности, сенсорных способностей, обогащению словарного запаса. Совместный труд учит ответственности, что ведет к объединению и сплочению детского коллектива, способствует развитию коммуникативных навыков, освоению разнообразных средств общения.

Дети с задержкой психического развития затрудняются в самостоятельном выборе проблемы и путей её решения из-за отсутствия жизненного опыта, а так же из-за недостатка уровня интеллектуального развития, значит, и при постановке задач главная роль возлагается на взрослого.

Например, тема проекта "Лечебный ручеек", реализованного в старшей группе детского сада, возникла спонтанно во время сюжетно-ролевой игры "Больница". Воспитанники группы не могли найти коробочки с лекарствами. Педагоги группы предложили "врачам" выписать "больным" полоскание горла отварами календулы и ромашки, а также пить чай с душицей, ромашкой, мятой, малиной. Дети отреагировали на ситуацию вопросами: "Чем полезны эти растения?", "Как лекарственные растения лечат человека?”, "Можно ли обойтись без аптечки?". Педагоги группы обсудили тему с детьми и помогли определиться с тем, что они хотят узнать о лекарственных растениях. В результате дети захотели познакомиться с лекарственными растениями, которые произрастают на территории детского сада, а также посадить лекарственные растения на прогулочном участке. Педагоги поддержали инициативу детей. В процессе исследования дети получили конкретные познавательные навыки: научились наблюдать, рассуждать, планировать работу, прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Тема проекта "Хлеб всему голова" была предложена взрослыми в рамках реализации образовательной программы. В ходе проектной деятельности дети посадили на участке злаковые растения (пшеницу, рожь, гречиху, овес), ухаживали за ними, наблюдали за их ростом, сняли урожай, сделали гербарий, совместно с педагогами провели эксперименты с зернами, мукой и тестом.

Тема проекта "Почему нас так назвали?", реализованного в подготовительной к школе группе, возникла во время знакомства дошкольников с первоцветами. Интерес вызвало название цветка медуница. В результате было решено посадить на опытном участке цветы, имеющие интересные названия, которые можно объяснить (бархатцы, анютины глазки, подсолнухи, колокольчики, ноготки и т. д.).

На этапе погружения в проект учитель-дефектолог совместно с воспитателями определяет адекватные психофизическим и речевым возможностям детей цель и задачи проекта, формы, методы и сроки его реализации, предполагаемый результат, подбирают дидактическое, методическое и материально-техническое обеспечение.

Проектная деятельность предполагает тесное сотрудничество детей, родителей и педагогов. Через совместные мероприятия происходит их эмоционально-психологическое сближение, что способствует созданию атмосферы психологического комфорта в детском саду, формирует у детей умение устанавливать контакты, считаться с мнением других, распределять работу, приходить на помощь. Совместная деятельность помогает родителям лучше понять ребенка, узнать его потенциальные возможности, принять его таким, какой он есть, позволяет раскрыть собственные возможности и таланты. Использование метода проектов значительно повышает интерес родителей к жизни детского сада.

Таким образом, практика работы привела к выводу: использование метода проектов в системе коррекционно-развивающей работы способствует всестороннему развитию дошкольников с ОВЗ, формированию умения работать в команде, воспитанию бережного и созидательного отношения к окружающему миру. Тем самым обеспечивает социализацию воспитанников, которая является ключом к раскрытию потенциальных возможностей и способностей каждого ребёнка.