Модель взаимодействия специалистов ДОО по профилактике и преодолению речевых нарушений у детей раннего возраста

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Коротких Лариса Владимировна, учитель-логопед, БМАДОУ "Детский сал № 17", БМАДОУ "Детский сад № 36", Березовский

На современном этапе модернизации образования одним из ведущих направлений является достижение нового качества дошкольного образования. Поскольку наблюдается постоянный рост количества детей, имеющих нарушения речи, увеличение объёма нарушений в структуре речевого дефекта, отсутствие современных коррекционных программ, ориентированных на профилактику и исправление уже имеющегося речевого нарушения у детей 2-3 лет, то вопросы профилактики возникновения речевых нарушений встают в ряд наиболее значимых и приоритетных. Исходя из выше изложенного, и осознавая значимость данной проблемы, мы совместно с воспитателями при непосредственном участии специалистов ДОО выстроили систему работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у детей раннего возраста с использованием современных педагогических технологий, которую представили в виде проекта.

На первом диагностическом этапе было проведено первичное выявление детей с "трудностями" развития и их обследование специалистами ДОО. В результате были определены дети "группы риска" по психо-речевому развитию. На втором – подготовительном этапе было проведено консультирование родителей по результатам обследования специалистами ДОО и воспитателем. В совместной работе педагогов детского сада были определены средства стимуляции и мотивации детской речи.

Согласно исследованиям Венгер А.А., Шевченко Ю.С основными факторами, лежащими в основе формирования речи, являются обогащение чувственного опыта ощущений, восприятий, представлений, развитие высших психических функций, формирование ведущих видов деятельности (предметной, игровой), а также развитие движений, действий и всей деятельности ребенка. Поэтому основным средством стимуляции и мотивации детской речи является пополнение и модернизация развивающей предметно-пространственной среды группы в ДОО и развитие моторных навыков. Для развития общей моторики музыкальный руководитель, инструктор по физвоспитанию и воспитатель проводят логоритмические игры и упражнения. Основными принципами подбора речевого материала для них являются доступность понимания, насыщенность глагольной лексикой, а также повторяемость слов и фраз, что способствует развитию детской памяти. Подобран и постоянно пополняется в детском саду сборник "Логоритмика для малышей".

Пальчиковый игротренинг проводится воспитателем в группе с пропеванием текста, что способствует эмоциональной заинтересованности и увеличивает желание подражать взрослому, способствует лучшему запоминанию текста. Из кинезиологических упражнений педагоги используют самые простые "Огонь и лед", "Яблоки в саду", "Бубен" и др. Логопедом разработана артикуляционная гимнастика с просодическими упражнениями для детей раннего возраста, а также игра "Поем вместе с Машей" на закрепление четкого артикулирования гласных звуков с использованием технологии биоэнергопластика, что способствует эффективности запоминания, развитию произвольного внимания, мелкой моторики, координации движений, а также воображения и образности мышления. Воспитатель активно применяет во взаимодействии с детьми нетрадиционные техники изобразительной деятельности, что обогащает чувственный опыт, развивает творческие способности и межанализаторное взаимодействие.

Второй фактор - установление частого эмоционально-положительного контакта, развитие творческих способностей, межанализаторного взаимодействия, ознакомление с окружающим миром, тем самым обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности. Этому в детском саду способствует непрерывная образовательная деятельность, слушание художественной литературы, малых фольклорных форм в режимные моменты и на прогулке.

Третий фактор – создание благоприятных условий для развития подражания и самостоятельной речевой активности. Одним из таких важных условий является соматическое и психическое здоровье ребенка. Поэтому в беседе с родителями детей "группы риска" педагоги детского сада обращают особое внимание на медицинское сопровождение ребенка, соблюдение режима, правил питания и норм здорового образа жизни, побуждая родителей к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье.

На третьем этапе реализации проекта для профилактики и коррекции нарушений речи воспитателем и логопедом были определены основные направлениями работы: развитие слухового восприятия с использованием интерактивных игр "Угадай, что звучит? Угадай, кто кричит?" со звуковым сопровождением; развитие звукоподражания в играх "Скажи, как звучит", "Повторюша" со звуковым сопровождением; активизация словаря с использованием разработанных логопедом интеллект карт о животных, птицах. К каждой интеллект карте подобрано логоритмическое упражнение и мнемотаблица в соответствии с темой. Рассматривание мнемотаблицы, прослушивание песенки по теме и выполнение логоритмического упражнения способствуют активизации всей психической и физической деятельности ребенка раннего возраста.

Реализация модели взаимодействия специалистов ДОО по профилактике и преодолению речевых нарушений у детей раннего возраста позволяет: получить положительную динамику речевого развития детей, эффективно проводить профилактику и коррекцию нарушений речи, разработать и активно использовать интерактивные игровые и методические материалы, активизировать взаимодействие специалистов, воспитателей и родителей.