Жулякова Татьяна Ильинична, учитель начальных классов, ГКОУ СО Верхнетагильский детский дом-школа, Верхний Тагил
В настоящее время неуклонно растет количество детей с врожденными и наследственными заболеваниями. В связи с этим как никогда ранее возросла актуальность проблемы педагогической помощи и обучения этой группы детей, в том числе и детей-инвалидов.
Состояние здоровья детей, имеющих отклонения в развитии, препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. У них в силу физических или психических дефектов имеются определенные нарушения в приеме, переработке и использовании информации, получаемой из окружающего их мира. Поэтому они нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы.
Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество должно учесть и принять, в этом и есть основной смысл инклюзивного образования.
В нашей школе обучаются преимущественно дети с нарушением интеллекта. Педагогам необходимо понимать: эти дети имеют необратимые нарушения развития и никогда не смогут догнать сверстников, поэтому в большей степени их обучение должно быть направлено на развитие их жизненной компетенции для адаптации в социуме.
На данный момент существует множество традиционных и нетрадиционных методик, позволяющих решать комплекс задач и проблем, стоящих перед учителем, к которому пришел на обучение ребенок с ОВЗ. Совокупность методов обучения – это путь познания окружающей действительности, который предлагается детям. Путь, который определяет характер умственного развития, реализует возможности усвоения знаний, формирует черты личности учащегося. В школе и на индивидуальных занятиях учителя работают с детьми с ОВЗ на протяжении всех этапов урока (разъяснение нового материала, выполнение заданий, оценивание работы учащегося). И на каждом этапе урока могут быть использованы те или иные методы и приёмы.
Для педагога основная задача -активизация познавательной деятельности обучающегося с ОВЗ зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Одним словом, здесь работает принцип: «Тебе скажут — ты забудешь. Тебе покажут — ты запомнишь. Ты сделаешь — ты поймёшь»
Для активизации деятельности обучающихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:
- Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (цифры, буквы). Дети выполняют задание правописание безударных гласных, показывают какая буква пишется и подбирают проверочное слово, математика 1 класс решение примеров до 10, обучающиеся показывают ответ карточкой. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний обучающихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
- Использование вставок на доску (буквы, слова)при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.
- Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.
- Использование презентации и фрагментов презентации по ходу урока. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Благодаря последовательному изображению на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объёме
- Использование игровых технологий. (мерсибо). Любая игра приносит обучающемуся радость и пользу, содействует его успешному развитию. Поэтому в игре вырабатываются такие жизненно важные качества, как настойчивость в достижении цели, упорство, внимательность, усидчивость, память, игра развивает коммуникативные способности, логическое мышление, помогает раскрыться творческим способностям каждого ребенка.
- Электронные приложения к учебникам. Страницы электронного приложения не просто повторяют страницы учебника, но и существенно дополняют его за счет интерактивных заданий, видеорядов, информационных ссылок.
С помощью приложения учащийся самостоятельно повторяет теоретический материал дома.
Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность обучающихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает их в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность. Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации обучения.
Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.