Тукачева Зоя Александровна, учитель, ГКОУ СО "Ачитская СКОШИ", Ачит
Программа разработана с учетом социально-психологического статуса для младшего школьника, на основе требований ФГОС в части формирования культуры и здорового образа жизни. Курс внеурочной деятельности «Тропа здоровья» имеет физкультурно-оздоровительную направленность. Данная программа ориентирована на развитие у учащихся интереса к собственному физическому развитию; на формирование устойчивой мотивации к выполнению гигиенических рекомендаций и правил, на соблюдение режимных моментов учебного дня и досуговой деятельности: на формирование готовности самостоятельно заниматься физическими упражнениями, подвижными играми и другими формами активного отдыха.
Для успешной реализации программы необходима совместная деятельность педагога, учащегося и родителей.
Программа «Тропа здоровья» направлена на профилактику и коррекцию нарушений здоровья, и общее оздоровление организма, обеспечивает обучение младших школьников правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях, помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.
Программа включает в себя и вопросы физического здоровья, и духовного. Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе.
Целесообразность программы заключается в том, что занятия по ней способствуют укреплению здоровья, повышению физической подготовленности и формированию двигательного опыта, здоровьесбережению, снятию психологического напряжения после умственной работы на уроках.
Занятия проводятся на улице или в спортивном зале при плохой погоде.
Актуальность программы:
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни.
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.
Цель программы: создать условия для формирования у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, для развития важнейших коммуникативных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также помочь сделать осознанный выбор здорового стиля жизни.
Задачи:
- Образовательные:
- формировать у обучающихся навыки здорового образа жизни.
- обучать детей профилактическим методикам — оздоровительная гимнастика, пальцевая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости, самомассаж; повышение двигательной активности младших школьников;
- обучать детей простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах;
- прививать детям элементарных гигиенических навыков (мытьё рук, использование носового платка при чихании и кашле и т. д.), как жизненной необходимости;
- формировать правильную осанку;
- Воспитательные:
- воспитывать желание быть здоровым душой и телом;
- стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия;
- приобретать навыки самосовершенствования при получении знаний о том, от чего зависит наше здоровье.
- содействовать развитию познавательных интересов, творческой активности и инициативы;
- формировать умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
- формировать у обучающихся потребности ЗОЖ через урочную и внеурочную деятельность;
- Развивающие:
- развивать и совершенствовать физические и психомоторные качества, обеспечивающие высокую дееспособность;
- совершенствовать прикладные жизненно важные навыки и умения в ходьбе, прыжках, лазании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями.
- обучать любви к себе, к людям, к жизни развивают гармонию с собой и с миром;
- формировать позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
- Оздоровительные:
- улучшать функциональное состояние организма;
- повышать физическую и умственную работоспособность;
- способствовать снижению заболеваемости.
- проводить мониторинг здоровья и физического развития;
- изучать комплексы физических упражнений с оздоровительной направленностью;
Предполагаемые результаты:
- снижение заболеваемости или стабилизация здоровья (в зависимости от первоначального диагноза),
- овладение комплексом знаний о современных здоровьеформирующих системах физического воспитания (аэробика, гимнастика, спортивные игры).
- повышение интереса к спортивным мероприятиям, мотивация к двигательной деятельности;
- повышение приоритета здорового образа жизни.
- увеличение числа детей и подростков, соблюдающих нормы и требования здорового образа жизни, занимающихся в спортивных секциях;
- обучение комплексам физических упражнений с оздоровительной и корригирующей направленностью, простейшим способам контроля за физической нагрузкой и функциональным состоянием организма.