Мастерская жизненных компетенций

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Чалко Наталья Александровна, учитель технологии, ГКОУ СО Карпинская школа-интернат, Карпинск

Современная государственная политика в сфере образования в качестве одной из стратегических задач рассматривает создание среды, обеспечивающей доступность качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и их социализацию. Таким образом, формирование жизненных компетенций у детей с ОВЗ - это не только приоритетное, но и обязательное направление работы любого образовательного учреждения. Такая необходимость обусловлена тем, что дети с ограниченными возможностями здоровья затрудняются или не в состоянии самостоятельно освоить образцы решения социальных и бытовых задач. Опираясь на программу личностного роста и социальной адаптации "Творческая мастерская" Шубиной Ольги Владимировны, я составила программу факультативного курса "Творческая мастерская", которая предназначена для профильной подготовки обучающихся 8-9 классов с ориентацией на технологический и художественно-эстетический профиль.

Цель программы – формирование жизненных компетенций через творческую реализацию возрастных интересов и способностей и самоопределение обучающихся средствами декоративно прикладного искусства.

Программа представляет систему теоретического материала, практических знаний и умений, социально-психологических тренингов, способствующих личностному развитию и социализации подростка, предоставляющих возможность в одном коллективе реализовывать себя в разных направлениях творческой деятельности: мастерская модельера, курс кройки и шитья, мастерские декоративно-прикладного искусства, имидж-класс, социальная ориентация.

Общекультурный блок программы рассматривает историю моды и костюмов разных эпох и стран, современные направления, значение, функции и проблемы моды. Ведется работа по направлению "Мода, культура и ты".

Творческий блок включает знакомство с российскими и зарубежными дизайнерами одежды, с созданием эскизов моделей и аксессуаров (мастерская модельера), созданием своего образа, стиля, имиджа (имидж-класс). Мы затрагиваем составляющие имиджа (внешний облик, стиль одежды, цвет в одежде, лаборатория причесок, использование декоративных деталей в прическе). Результатом работы является творческая работа «Собери стильных подружек».

Программа отличается продолжением изучения конструирования и моделирования одежды, технологии обработки ткани, изготовления изделий с учётом направления моды. Накапливая практический опыт, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к выполнению более сложных. Чтобы это было не затратно и эффективно, работа у нас проходит под девизом - «Модные вещи из мужской рубашки», «Волшебное превращение старых джинсов», «Фартук для кухни своими руками», «Символ года» и другие.  

Развитие навыков различных видов практической деятельности средствами декоративно-прикладного искусства у детей с ОВЗ является важным звеном в системе коррекционно-образовательной работы. К сожалению, в настоящее время, домашними ремеслами практически никто не занимается, из семьи ушли не только сами ремесла, исчезло и связанное с ними "искусство создания радостных вещей". Мастерские по изготовлению украшений и аксессуаров, цветов из бумаги, лент и тканей, вышивка лентами, квиллинг, бисероплетение, фелтинг, батик, кинусайга позволяют обучающимся своими руками делать изделия, которые имеют неповторимость, индивидуальность и принесут в дом праздник. Больше всего девочкам нравится рисовать шерстью "Шерстяная акварель", делать объемные цветы из шерсти или фоамирана, изготавливать картины или сувениры в технике кинусайга. В этом году мы попробуем оформлять игрушки и пасхальные яйца в технике кимекоми.

Педагогическая поддержка социализации девочек-подростков, направленная на развитие социально-психологической компетенции, происходит через блок социальной ориентации. На занятиях происходит проблемно-ценностное общение о жизни, так необходимое для девочек-подростков из неполных семей, или проживающих в условиях интернатов и детских домов. Мы говорим о том, что необходимой базой для осуществления жизненных целей является здоровье, о вредных привычках, о взаимоотношении девочек и мальчиков, о жизненных целях, о семье, семейных трудностях и  ответственности за будущих детей.

Все содержание учебного предмета дает возможность осуществления работы по сопровождению профессионального самоопределения, поскольку построено на включении обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющие практическую направленность, способствующие воспитанию стремления обучающихся к полезному времяпровождению.

Обучение приносит свои плоды. Вот наиболее значимые наши достижения: I место во всероссийском конкурсе для детей с ОВЗ "Салют Победа", 4 призера в дистанционном творческом конкурсе с Всероссийским участием "Цветы моей души", 2 диплома второй степени в конкурсе «Произведения уральских писателей в декоративно-прикладном и изобразительном творчестве", I место в региональном творческом конкурсе "Малахитовый край", номинация "Самые умелые руки" в городском конкурсе защиты творческих проектов и другие.

Подводя итог, можно отметить, что, овладевая жизненными компетенциями, ребенок с ограниченными возможностями здоровья имеет значительно больше шансов на успешное включение в общество, на адаптацию к интенсивно меняющимся социальным условиям, на максимально доступную для него самореализацию.