Смирнова Анна Евгеньевна, учитель, ГКОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск
Сенсорное развитие - это развитие у человека процессов восприятия и представлений об окружающем мире. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание.
Сенсорное развитие обучающегося с интеллектуальной недостаточностью значительно отстаёт по срокам формирования. А между тем известно, что у этой категории детей недоразвитие именно сенсорно-перцептивной сферы менее выражено по сравнению с другими психическими процессами. Следовательно, относительная сохранность сенсорной сферы позволяет принять в качестве исходной базы работу по её совершенствованию.
Учебным планом нашей образовательной организации предусмотрен коррекционный курс "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" Одно из направлений: "Восприятие формы, величины, цвета; классификация предметов и их изображений", направлено на формирование сенсорных эталонов.
Хочу поделиться опытом работы по формированию цветового восприятия. Известно, что у детей интерес к сенсорной сфере нужно формировать через игру. Игра идет на пользу общему развитию обучающегося: стимулирует его познавательную активность, помогает восполнить дефицит общения. В связи с этим особое значение приобретают новые игровые формы обучения.
Развивающие игры Б. П. Никитина – одно из самых выдающихся его достижений. Они признаны и широко применяются во многих странах мира для развития творческих способностей детей. Учитывая психофизиологические особенности детей с интеллектуальными нарушениями, индивидуальные особенности каждого, учитывая уровень актуального развития обучающегося, при использовании авторского материала, я попробовала несколько адаптировать предложенные Никитиным игры.
Подробнее расскажу о применении развивающих игр на одной из популярнейших в нашей стране игре "Сложи узор". Материальное воплощение игры представляет собой набор из шестнадцати кубиков. Кубики раскрашены в четыре цвета – синий, красный, белый и желтый. Некоторые грани кубиков закрашены полностью одним цветом, на некоторых граница цветов идет по диагонали грани. Это позволяет составлять из них 1, 2, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов. К кубикам прилагается альбомы: 2 альбома "Сложи узор" и 2 альбома "Чудо-кубики".
Сначала с обучающимся просто рассматривала кубики, обращала внимание на цвет граней, повторяла и закрепляла цвета. Некоторым обучающимся даю установку: "Сложи кубики синей стороной вверх", цвет выбираю для закрепления. Автор методики " Сложи узор" предлагает 4 уровня сложности", но это для детей с норма-интеллектом. Я условно разделила игру на 6 уровней.
- 1-й уровень: Из кубиков строим дорожки. Сначала строю сама. Показываю, как нахожу нужную сторону, эмоционально озвучиваю, когда нахожу необходимый цвет, предлагаю помочь поставить кубик. Затем строим дорожку вместе, использую совместные сопряженные действия. Сначала строим одноцветные дорожки. Когда обучающейся уверенно справляется с этой задачей, предлагаю ему составлять разноцветные дорожки. Тут открывается большой простор для изучения понятий закономерности и последовательности. Учитывая уровень актуального развития, использую разные приёмы: кто-то строит самостоятельно, кто под моим тотальным контролем, с кем-то только приёмом "рука в руке".
- 2-й уровень игры "Сложи узор". После освоения первого этапа, можно приступать непосредственно к составлению узоров из кубиков. На этом этапе используем для моделирования изображения метод наложения кубика. Рисунки - схемы имеют прорисованные у каждого кубика границы, изображение кубиков дается в натуральную величину 1:1. По принципу "От простого к сложному" подбираю картинки: картинки одноцветные, а затем с двухцветными гранями. Обучающийся просто копирует изображение, закрепляет определение цвета, осваивает различные способы комбинирования цветных граней.
- 3-й уровень. Размер кубиков в натуральную величину 1:1, изображение сплошное, без прорисованных границ. Размер рисунка позволяет составлять изображения методом наложения, не прорисованные границы превращают рисунок в головоломку.
- 4-й уровень. Размер кубиков в натуральную величину 1:1, но изображение выкладывается не путем наложения, а рядом и сравнивается с рисунком. Картинки подбираю с четко прорисованными границами.
- 5-й уровень. Картинки с изображениями предлагаю в уменьшенном масштабе, границы прорисованы.
- 6-й уровень. Картинки с изображениями предлагаю в уменьшенном масштабе, границы не прорисованы, изображение сплошное. Этот вид задания очень сложный, в большинстве случаев задание выполняется с помощью учителя.
В процессе работы определилась, какие задания вызывают наибольшие затруднения: выкладывание дорожек с чередованием цвета, переход от работы с одноцветными гранями кубика к двухцветным, выкладывание узора по сплошному изображению. Эти наблюдения помогут мне при составлении АООП на последующий период обучения.
В заключение хочу подчеркнуть, что умственно отсталые дети располагают потенциальными возможностями развития сенсорного познания предметов и явлений окружающего мира в процессе выполнения разнообразных видов деятельности. Становление и развитие сенсорной культуры происходит благодаря целенаправленному обучению в ходе специально организованных занятий в форме игры. Использование игры Б. Никитина "Сложи узор" является уникальным пособием для решения этих задач.