Федоричева Валентина Владимировна, социальный педагог, ГКОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск
Подростки с задержкой психического развития, так же как и все дети, хотят заниматься интересными делами. Им важно чувствовать себя наравне с другими нормативными детьми, принятыми в обществе.
Социализация детей с задержкой психического развития затруднена в связи их особенностью, т.к. у них преобладает эмоциональная мотивация поведения, незрелость личности в целом, недостаточность самостоятельности, инициативности, ответственности. Трудности, которые встречают дети при выполнении заданий, могут вызывать у них резкие эмоциональные реакции, аффективные вспышки. [2]
Дополнительное образование для обучающихся с задержкой психического развития способствует их вхождению в те или иные детско-взрослые сообщества, позволяющие им осваивать социальные роли, расширять рамки свободы выбора (социальные пробы) при определении своего жизненного и профессионального пути.[1]
Механизм обеспечения реализации прав детей с задержкой психического развития как детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на участие в программах дополнительного образования отражен в законодательных актах, документах, регламентирующих деятельность по программам дополнительного образования.
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р предусматривает расширение спектра дополнительных общеобразовательных программ в т. ч., через разработку и внедрение адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.[3]
Для наиболее адекватного и эффективного вхождения подростка в социум спроектирована адаптированная программа дополнительного образования «Мы рядом» в процессе усвоения которой подростки участвуют в добровольческой деятельности.
В соответствии с Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:
- формирование и развитие творческих способностей учащихся;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания учащихся;
- профессиональную ориентацию учащихся;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
- социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры учащихся.[7]
Поэтому актуальность программы обусловлена задачей социального становления личности ребенка. От того, какие ценности будут сформированы у детей сегодня, от того насколько они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем. В связи с этим важную социально-значимую роль приобретает организация деятельности по созданию условий для социального становления подростков, развития их социальной активности.[4]
Цель программы: организация социально значимой деятельности обучающихся 14-16 лет посредством волонтерской деятельности.
Задачи:
- сформировать у обучающихся общее представление о волонтерстве, его месте в обществе;
- развивать у обучающихся понятийный аппарат, позволяющий ориентироваться в конкретных проблемах волонтерской деятельности, разных формах и видах;
- воспитать у обучающихся социальные чувства, в первую очередь, чувство ответственности за призреваемых ими, нуждающихся в социальной помощи;
- научить обучающихся определять проблемные ситуации слабозащищенных категорий населения;
- научить обучающихся определять и планировать пути и способы решения проблемных ситуаций слабозащищенных категорий населения.
В соответствии с Письмом Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. N ВК-641/09 "О направлении методических рекомендаций" в котором указано, что «Требования к результатам освоения адаптированной дополнительной программы должны отражать совокупность индивидуальных, общественных и государственных потребностей», обеспечивать повышение удовлетворенности молодого поколения и семей качеством своей жизни за счет возможностей самореализации, предоставляемых условиями программы», результаты освоения адаптированной программы дополнительного образования «Мы рядом» это развитые личностные характеристики подростков с ЗПР:
- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
- ориентир на здоровый и безопасный образ жизни;
- готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты;
- внутренняя позиция обучающихся на оказание помощи нуждающимся, адекватная мотивация добровольческой деятельности, включая познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение;
- моральное сознание на принятие различий, непохожести людей, имеющих недостатки разного уровня;
- способность к решению моральных дилемм на основе учёта позиций людей, имеющих различные виды недостатков, ориентации на их мотивы и чувства;
- устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям в процессе оказания различных видов помощи;
- способность принимать ответственность за свой выбор организации добровольческой деятельности.[5]
Содержание адаптированной программы дополнительного образования «Мы рядом» определялось с учетом Федерального закон от 5 февраля 2018 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)" и планируемых результатов.
Программа волонтерской деятельности «Мы рядом» включает 3 блока.
- 1 блок – теоретические аспекты добровольческой деятельности, направлен на формирование у обучающихся общих представлений о волонтерстве, его месте в обществе.
- 2 блок – оказание помощи слабозащищенным категориям населения – направлен на оказание помощи и поддержку пожилым людям, находящимся в доме для престарелых, детям-сиротам, проживающим в детских домах, детям из малообеспеченных семей.
- 3 блок – пропаганда здорового образа жизни, направлен на оздоровление молодежной среды и профилактику употребления.
При разработке и реализации адаптированной программы дополнительного образования учитывались условия для детей с ЗПР в соответствии "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 ". [6]
Численный состав объединения составляет 15 человек.
Рекомендуемый режим занятий детей следующий. Занятия начинаются во второй половине дня и заканчиваются не позднее 20.00 часов. Продолжительность занятий в учебные дни — 2 академических часа в день. В выходные и каникулярные дни — не более 4 академических часов в день.
После 30-45 минут теоретических занятий организуется перерыв длительностью н 15 мин. [5]
При организации трудовой деятельности в процессе организации социальных акций, или участия в городских акциях учитываются санитарные требования к организации труда лиц, не достигших возраста 18 лет в соответствии со ст. 265 Трудового кодекса РФ. [8]
В процессе участия в социальных акциях, требующих физический труд подростков, таких как, уборка территории, работа по посадке саженцев и т.д. учитываются предельные нормы переноски и передвижения тяжестей для несовершеннолетних, которые утверждены постановлением Минтруда России от 7 апреля 1999 г. № 7.
В статье 79 Федерального Закона от 29.12.2019 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрена организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Под специальными условиями получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя в том числе, использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания. В связи с этим при подборе педагогических технологий, используемых в процессе реализации адаптированной программы дополнительного образования для подростков с ЗПР применяются приемы и методы индивидуализации с опорой на наиболее развитые положительные качества ребенка. [9]
Здоровье сберегающие педагогические технологии направлены на сохранение и укрепление физического, психического, эмоционального, нравственного и социального здоровья. Включают в себя:
- соблюдение санитарно-гигиенических требований (свежий воздух, тепловой режим, правил техники безопасности;
- смена видов деятельности;
- формирование внешней и внутренней мотивации деятельности обучающихся;
- благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;
- целенаправленная рефлексия по итогам деятельности.
Технология коллективной творческой деятельности предполагает организацию жизни детского коллектива как общественно значимой – на основе совместной заботы педагогов и воспитанников об улучшении окружающей жизни, жизни своего коллектива и самосовершенствовании. Осуществляется путем создания условий, при которых все члены коллектива участвуют в планировании и анализе «деятельность носит характер коллективного творчества и направлена на пользу и радость далеким и близким людям».
Психолого-педагогическая технология развития ценностных ориентаций направлена на раскрытие ценностей, стоящих за добровольческой деятельностью. Осуществляется через конструирование ценностных ситуаций. Разработку и проведение акций, имеющих ценностное содержание: «Добро и милосердие из рук молодых», «Чудеса под Новый Год», «Покорми бездомное животное», «День матери». Проведение совместной рефлексии детей и взрослых значимых событий и мероприятий.
Согласно Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р, одной из задач дополнительного образования является разработка инструментов оценки достижений детей и подростков, способствующих росту их самооценки и познавательных интересов в общем и дополнительном образовании, диагностика мотивации достижений личности.
Успешность усвоения обучающимися содержания программы отслеживается следующими диагностическими методиками:
- «Изучение уровня социальной зрелости выпускников учреждений основного общего и среднего (полного) общего образования» Т.И. Кожевникова, Т.Л. Сундукова, Н.А. Тютюнник.
- Методика диагностики направленности личности Б. Басса (Опросник Смекала-Кучера).
- Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.
Сформированные личностные характеристики обучающихся с ЗПР, их ценностно-нормативные основания, институциональные составляющие, вариативность, способствуют успешной социализации и адаптации будущих выпускников. Позволяют адаптироваться к обществу, быть адекватным его требованиям.[2]
Литература
- Долгая, Н.А. Социально-педагогическая адаптация подростков в условиях кадетского корпуса // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – Махачкала, 2011 - № 4, с. 14.
- Ковалева, А.И. «Социализация молодежи» //Социология молодежи. Электронная энциклопедия. Режим доступа: http://www.soc-mol.ru/encyclopaedia/theories/185-socializaciya-molodezhi.html.
- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р. Режим доступа: https://rg.ru/2014/09/08/obrazovanie-site-dok.html.
- Магомедова, З.Ш. Педагогическое сопровождение нравственного становления личности. «Педагогическое образование и наука» - М., 2013. -№1- с. 8.
- Письмом Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. N ВК-641/09 "О направлении методических рекомендаций". Режим доступа: https://ppt.ru/docs/pismo/minobrnauki/n-vk-641-09-141455.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14. Режим доступа: https://base.garant.ru/70731954/.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Режим доступа: https://img.rg.ru/pril/162/44/79/52831.
- Трудовой Кодекс РФ. Режим доступа: http://tkodeksrf.ru.
- Федеральный Закон от 29.12.2019 № 273 «Об образовании в Российской Федерации». Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/zakon-rf-ob-obrazovanii-v-rossijskoj-federacii.