Формирование коммуникативно – адаптивных механизмов у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) посредством использования слов-квазиомонимов

Рейтинг:  3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Балтабаева Галина Петровна, учитель, ГКОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск

Степень социализации личности является важным критерием ее адаптации к жизни в обществе. Л. С. Выготский определял слово как единицу не только речи, но и мышления. Он отмечал, что «мысль развивается, совершенствуется только тогда, когда облекается в слова». Это даёт право утверждать, что слово выполняет и познавательную функцию, так как развитие словаря ведёт к формированию не только мышления, но и других психических процессов. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Речевые нарушения являются серьезной проблемой, так как у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) зачастую страдает полноценное общение со сверстниками, а это ведет к формированию комплекса неполноценности, негативно сказывается на умственных способностях, а также на поведении и социализации в целом. Такие обучающиеся в большинстве случаев оказываются социально несостоятельными.

Мною применяются игровые технологии со словами - квазиомонимами, которые являются одной из эффективных форм работы по коррекции звукопроизношения, фонематического слуха и восприятия, активно воздействующих на развитие познавательных процессов и эмоциональную сферу, на формирование коммуникативных навыков и, как следствие, успешную социализацию обучающихся данной категории.

Квазиомонимы (или минимальные пары) - это близкие по звуковому составу, но разные по смыслу слова, которые отличаются одной фонемой и относятся к совершенно различным семантическим сферам.

  Игровые пособия со словами - квазиомонимы содержат:

  • картинный материал со словами-квазиомонимами;
  • карточки с буквами;
  • графические, фонематические и лексико-грамматические упражнения на различение звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство.

В педагогической практике игры со словами – квазиомонимами могут использоваться для решения следующих задач:

  • формирование у обучающихся навыка дифференциации (различения) фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство;
  • развитие фонематического слуха и восприятия;
  • количественное и качественное обогащение словаря;
  • закрепление различных способов словоизменения и словообразования;
  • тренировка зрительной памяти;
  • практическое усвоение правописания слов - квазиомонимов;
  • развитие связной речи;
  • освоение коммуникативных умений и навыков.

Карточки со словами-квазиомонимами могут использоваться на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях.

Приведу примеры заданий с использованием слов – квазиомонимов:

  • сравнить слова по звуковому составу, отобрать пары картинок, названия которых отличаются лишь по 1 звуку, сказать, в чём отличие этих слов и объяснить их смысл;
  • подобрать к парам слов-квазиомонимов определения, имеющие устойчивую ассоциативную связь с одним из предметов (плюшевый мишка – глубокая миска, серая крыса – черепичная крыша);
  • составить предложения с этими словами.

При этом выявляется дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых и смешиваемых в произношении.

Большое внимание в работе со словами-квазиомонимами уделяется развитию связной речи (умению составлять предложения с этими словами, пересказывать, составлять рассказы-описания по картинке или серии сюжетных картинок), закреплению представлений об окружающем мире и развитию грамматической стороны речи. Наиболее эффективно развитие этих процессов протекает при использовании игровых методов.

Изучение динамики формирования и развития вербальной коммуникации и изменения социального поведения, обучающихся доказало, что система использования игровых технологий со словами-  квазиомонимами оказалась эффективной и способствовала значительному улучшению речевого развития, формированию социально-бытовых навыков, позволила обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) более органично вписаться в социальное oкружение.

Литература

  1. Зиндер Л.Р., Oбщая фонетика. O «Минимальных парах». Изд-во ЛГУ, 1960.С.38.
  2. Карамышева Н.В., Развитие фонематического слуха и восприятия у детей с ОНР III уровня через использование слов- квазиомонимов/ Коррекционно-развивающее и специальное образование: инновации, перспективы, проблемы: материалы 1международной заочной научно-практической конференции/под общ. ред. Н.Г.Калашниковой [и др.], - Барнаул:АЗБУКА,2012.С.180-182.
  3. Р. И. Лалаева Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников. СПб.:СОЮЗ, 2000
  4. Р. И. Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: ВЛAДOC, 2013
Вложения:
ФайлРазмер файла:
Скачать этот файл (Приложение 1.doc)Приложение 1.doc1461 Кб

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич

с 9-00 до 16-00

обед с 12-00 до 12-30

Поиск