Балтабаева Галина Петровна, учитель, ГКОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск
Степень социализации личности является важным критерием ее адаптации к жизни в обществе. Л. С. Выготский определял слово как единицу не только речи, но и мышления. Он отмечал, что «мысль развивается, совершенствуется только тогда, когда облекается в слова». Это даёт право утверждать, что слово выполняет и познавательную функцию, так как развитие словаря ведёт к формированию не только мышления, но и других психических процессов. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Речевые нарушения являются серьезной проблемой, так как у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) зачастую страдает полноценное общение со сверстниками, а это ведет к формированию комплекса неполноценности, негативно сказывается на умственных способностях, а также на поведении и социализации в целом. Такие обучающиеся в большинстве случаев оказываются социально несостоятельными.
Мною применяются игровые технологии со словами - квазиомонимами, которые являются одной из эффективных форм работы по коррекции звукопроизношения, фонематического слуха и восприятия, активно воздействующих на развитие познавательных процессов и эмоциональную сферу, на формирование коммуникативных навыков и, как следствие, успешную социализацию обучающихся данной категории.
Квазиомонимы (или минимальные пары) - это близкие по звуковому составу, но разные по смыслу слова, которые отличаются одной фонемой и относятся к совершенно различным семантическим сферам.
Игровые пособия со словами - квазиомонимы содержат:
- картинный материал со словами-квазиомонимами;
- карточки с буквами;
- графические, фонематические и лексико-грамматические упражнения на различение звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство.
В педагогической практике игры со словами – квазиомонимами могут использоваться для решения следующих задач:
- формирование у обучающихся навыка дифференциации (различения) фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство;
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- количественное и качественное обогащение словаря;
- закрепление различных способов словоизменения и словообразования;
- тренировка зрительной памяти;
- практическое усвоение правописания слов - квазиомонимов;
- развитие связной речи;
- освоение коммуникативных умений и навыков.
Карточки со словами-квазиомонимами могут использоваться на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях.
Приведу примеры заданий с использованием слов – квазиомонимов:
- сравнить слова по звуковому составу, отобрать пары картинок, названия которых отличаются лишь по 1 звуку, сказать, в чём отличие этих слов и объяснить их смысл;
- подобрать к парам слов-квазиомонимов определения, имеющие устойчивую ассоциативную связь с одним из предметов (плюшевый мишка – глубокая миска, серая крыса – черепичная крыша);
- составить предложения с этими словами.
При этом выявляется дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых и смешиваемых в произношении.
Большое внимание в работе со словами-квазиомонимами уделяется развитию связной речи (умению составлять предложения с этими словами, пересказывать, составлять рассказы-описания по картинке или серии сюжетных картинок), закреплению представлений об окружающем мире и развитию грамматической стороны речи. Наиболее эффективно развитие этих процессов протекает при использовании игровых методов.
Изучение динамики формирования и развития вербальной коммуникации и изменения социального поведения, обучающихся доказало, что система использования игровых технологий со словами- квазиомонимами оказалась эффективной и способствовала значительному улучшению речевого развития, формированию социально-бытовых навыков, позволила обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) более органично вписаться в социальное oкружение.
Литература
- Зиндер Л.Р., Oбщая фонетика. O «Минимальных парах». Изд-во ЛГУ, 1960.С.38.
- Карамышева Н.В., Развитие фонематического слуха и восприятия у детей с ОНР III уровня через использование слов- квазиомонимов/ Коррекционно-развивающее и специальное образование: инновации, перспективы, проблемы: материалы 1международной заочной научно-практической конференции/под общ. ред. Н.Г.Калашниковой [и др.], - Барнаул:АЗБУКА,2012.С.180-182.
- Р. И. Лалаева Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников. СПб.:СОЮЗ, 2000
- Р. И. Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: ВЛAДOC, 2013