Формирование универсальных учебных действий через проектную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках географии

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Кравченя Наталья Анатольевна, учитель, ГКОУ СО "Асбестовская школа-интернат", Асбест

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название "универсальные учебные действия".

В Федеральном государственном образовательном стандарте на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования универсальные учебные действия, которые определены как система "универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности". Под сформированностью личностных, метапредметных и предметных учебных действий понимается результат образования, готовность ученика для достижения поставленной цели. Сформированность универсальных учебных действий становится результатом нового качества образования, который ориентирует педагогов на подготовку ребенка к быстроменяющимся условиям современной жизни.

Наиболее перспективным методом развития универсальных учебных действий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках географии, по моему мнению, является проектная деятельность.

В проектной работе целью обучения становится, прежде всего, развитие у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья учебно-познавательной активности, направленной на освоение нового опыта. Работая над проектом, обучающиеся учатся проводить исследования, вынуждены систематически и четко излагать свои мысли, ориентироваться в большом числе текстовой, графической и цифровой информации, анализировать результаты и представлять новые идеи.

Личностные учебные действия – действия в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

Так, например, в 8 классе при изучении темы "Морские ресурсы России" я провожу урок-диспут, на котором обучающиеся выступают с сообщениями: "Чем богаты моря России?", "Чем грозит истощение морских ресурсов человеку?", "Причины истощения морских ресурсов", "Экологические проблемы морей", после чего отвечают на вопросы "аудитории" (класса). При изучении темы "Рельеф России" в 8 классе использую прием "Толстые и тонкие вопросы".

Личностными результатами изучения предмета географии предполагает владение обучающимися знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.

Личностные результаты изучения предмета географии направлены также на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. В 7 классе при изучении темы "Австралия" использую прием составления эссе "Австралия – рай для туристов". Обучающийся в письме выражает свои чувства и мысли, даёт подробное описание объекта или явления.

Метапредметные учебные действия - совокупность учебных действий ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. В 6 классе при изучении темы "Океаны", предлагаю обучающимся с ограниченными возможностями здоровья самостоятельно провести учебное исследование по рельефу дна Индийского океана, а затем подготовить доклад о его результатах и обосновывают или подтверждают теоретическое положение изучаемой темы.

При помощи реальных объектов (телевизор, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, Интернет), у обучающихся с ОВЗ формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Так, в 9 классе при изучении темы "Центральная Россия", предлагаю индивидуальное задание: используя Интернет-ресурсы подготовить рекламный проспект для туриста, посещающего данный регион. Вся информация рассматривается как свежие научные данные, о которых дети мало знают. Школьники должны оценить эти данные, выбрать нужную информацию и построить модель данного явления или процесса.

Коммуникативные универсальные учебные действия включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. В данном случае уместно использование дискуссионных методов обучения. Например, в 9 классе при изучении темы "Глобальные проблемы человечества".

Проектная деятельность, применяемая на уроках географии, учит обучающихся с ЗПР самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, формирует умения прогнозировать результаты, развивает умения устанавливать причинно – следственные связи, что очень актуально в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. Кроме того, метод проектов — это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию — умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию.