Орехова Светлана Александровна, учитель-логопед, Чеботарева Ольга Вячеславовна, музыкальный руководитель, МАДОУ № 21, Североуральск
Первые годы жизни являются сензитивным периодом развития различных видов восприятия, в том числе и слухового. Уже в течение первого месяца жизни происходит совершенствование слуховой системы и выявляется врожденная приспособленность слуха человека к восприятию речи. Слуховые реакции ребенка совершенствуются с каждым месяцем жизни. Слуховое восприятие играет решающую роль в развитии лепета, а затем и в фонетической стороне речи, позволяя ребенку воспринимать звучащую речь окружающих и сличать с нею собственное звукопроизношение.
В раннем и дошкольном возрасте происходит развитие и совершенствование различных компонентов слухового восприятия; благодаря этому ребенок начинает дифференцировать динамические, пространственные, временные, тембровые, ритмические, фонематические признаки звуков (Б.М. Теплов, К.В. Тарасова, Н.Х. Швачкин).
В исследованиях ученых обобщены научные сведения о ведущей роли слухового восприятия в познавательном и речевом развитии детей с нарушениями речи (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и др.). Многие авторы указывают на недостаточность фонематического слуха, нарушение способности восприятия и воспроизведения ритмических и слоговых последовательностей (Г.В. Бабина, В.А. Ковшиков, Е.Ф. Соботович), трудности дифференциации интонационных характеристик (Л.А. Копачевская, Л.В. Лопатина)
Своевременное развитие и совершенствование различных компонентов слухового восприятия оказывают положительное влияние также на социально - коммуникативную сферу дошкольников с различными нарушениями в развитии.
Развитие слухового восприятия у детей дошкольного возраста - это многокомпонентный процесс, в свою очередь он обеспечивает формирование представлений детей о многообразии звуков в окружающем мире, ориентировку на звук как одну из важнейших характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы.
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слышать и понимать речь.
Хочется подробно остановиться на этапах коррекционной работы по развитию слухового восприятия и представить опыт взаимодействия логопеда и музыкального руководителя.
Развитие слухового восприятия идет по двум направлениям: с одной стороны, развивается восприятие речевых звуков, то есть формируется фонематический слух, а с другой стороны, развивается восприятие неречевых звуков, то есть шумов.
Работа над развитием слухового восприятия начинается с различения неречевых звуков по их характеристикам.
- По громкости (громкий – тихий). Например, игра «Волшебные коробочки». Последовательность различения звуков: Коробочка с манкой (тихий звук), Коробочка с гречкой (звук более громкий), Коробочка с горохом (громкий звук);
- По продолжительности звучания (долгий - короткий). Для ребят очень интересна игра « Дождик» Если они слышат звук длинный, то льют воду длительно, если короткий - прерывисто;
- По направлению звука. Игра « Найди колокольчик»;
- По высоте (высокий - низкий). Игра « Птицы и птенчики», « Большой бубен и маленький», « Фрукты»;
- По ритму и координации. Игра « Ритмическое Эхо», « Волшебные палочки», «Звучащие жесты».
Постепенно данная работа охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему нашего языка.
Игры на развитие речевого слуха имеют следующие цели:
- Учить слушать и слышать, реагировать на слово как на сигнал.
- Различать качества человеческого голоса.
- Учить ребенка выполнять поручения (несколько последовательных действий)
Развитие речевого слуха необходимое условие для формирования фонематического восприятия. А развитию фонематического восприятия у детей с разнообразными речевыми нарушениями способствует логопедическая ритмика. Восприятие музыки различной тональности, громкости, темпа и ритма создает основу для совершенствования фонематических процессов. А восприятие соответствующих ассоциаций между звуками и мелодией непосредственно улучшает различение звуков на слух. Произношение под музыку текстов, подкрепленных выразительными жестами и движениями, способствует развитию слуховой и произносительной дифференциации фонем. Логопедическая ритмика на логопедических занятиях способствует развитию координации общих движений, развитию тонкой моторики и мимики лица.
В своей работе используем методику К. Орфа. Эта методика основана на соединении слова, музыки и движения. Детям очень нравиться « озвучивать» разный речевой материал с помощью музыкальных инструментов, сделанных из бросового материала (стеклянный ксилофон, деревянные палочки, волшебный стаканчик).
Использование дидактических игр и упражнений, логоритмических игр и элементов методики Карла Орфа на индивидуальных и фронтальных занятиях способствует повышению эффективности коррекционно-педагогической работы в целом.
Хорошо развитое слуховое восприятие — необходимое условие, обеспечивающее нормальное и своевременное усвоение звуков, правильное произношение слов, овладение речевой интонацией и развитию музыкального слуха у детей. Проводимая работа способствует развитию и других познавательных процессов, таких как, мышление, воображение, а это в свою очередь является фундаментом становления познавательной сферы у детей дошкольного возраста.
Литература.
- Арсеневская О.Н Музыкально-оздоровительная работа в детском саду-М.:Учитель,2014.
- Сакулина Т.И Практический материал для логоритмических занятий с учетом ФГОС-М.: Детство- пресс,2015.
- Лукина Н.А и Никкинен И.И Научи меня слышать –СПб «Паритет» 2003.
- Тютюнникова Т.Э . Элементарное музицирование в моем классе Ор.1 –М.: Педагогическое сообщество,2016.