Коротаева Елена Алексеевна, учитель-логопед, МАОУ "СОШ № 4", с. Курьи, Сухой Лог, Свердловская область
В настоящее время довольно много встречается детей с отклонениями в речевом развитии. Чаще это дети с нарушениями всех компонентов речи: звукопроизношение нарушено, словарный запас отстает от возрастной нормы, лексико-грамматический строй речи недостаточно сформирован, связная речь не развита.
Такие дети не усваивают в полном объеме общеобразовательную программу. Основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы школьной программы, дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников. И, наконец, непременным условием для написания изложений и сочинений является высокий уровень сформированности лексико-грамматического строя речи.
Для развития словарного запаса важно постоянное общение взрослых с ребенком. Как гласит русская пословица: "По речи узнают человека".
Сегодня, в 21 веке, быть грамотным - значит быть образованной личностью. В настоящее время считается, что грамотность — это тот фундамент, на котором строится все развитие личности. Поэтому формирование лексико-грамматических конструкций у детей является наиболее актуальной проблемой на сегодняшний день.
У детей младшего школьного возраста можно выделить некоторые особенности в нарушении лексико-грамматических конструкций. У этих детей выявляются затруднения как в выборе лексико-грамматических средств при выражении мыслей, так и в их комбинировании. Нарушения лексико-грамматического строя речи при общем недоразвитии речи обусловлены несформированностью тех языковых операций, в процессе которых происходит грамматическое конструирование.
У детей отмечаются грубые ошибки в употреблении лексико-грамматических конструкций:
- смешение падежных форм ("едет машину" - на машине);
- частое употребление существительных в именительном падеже, вместо необходимых падежей;
- неправильное употребление числа, рода и времени глаголов;
- неумение согласовывать существительные с числительными ("два карандаш" - два карандаша);
- отсутствие согласования прилагательных с существительными ("небо синяя", "солнце огненная").
Дети неправильно соотносят существительные и местоимения ("солнце низко, он греет плохо"), допускают ошибки в беспредложном и предложном управлении ("пьет воды", "кладет на дров"). Реже у детей встречаются трудности в согласовании существительных и глаголов ("мальчик рисуют"). Дети неточно употребляют в речи простые и сложные предлоги. Они пользуются распространенными предложениями, отмечается попытка употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции.
Поскольку лексико-грамматические конструкции вызывают огромные трудности у детей с общим недоразвитием речи, то их формированию следует уделить особое внимание в коррекционной работе.
Логопедическая работа по коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи у детей проводится по следующим направлениям: обогащение словаря, уточнение значений слов, формирование словоизменения, формирование словообразования.
Работа по развитию лексики направлена на увеличение словарного запаса, качественное обогащение словаря. Работа над словарем осуществляется на материале имен существительных, прилагательных, глаголов, наречий начиная со слов, наиболее часто употребляющихся в речевой практике, с постепенным переходом к менее употребительным. В работе по уточнению значений слов конкретизируются все компоненты значения слова.
В процессе формирования словоизменения отрабатываются все грамматические формы слов – существительных, прилагательных, глаголов; вырабатываются представления о смысловом значении предлогов, о предлоге как об отдельном слове; дифференцируются значения предлогов и развивается навык правильного употребления той падежной формы существительного, которую требует связанный с существительным предлог.
В процессе формирования словообразования осуществляется работа по закреплению наиболее продуктивных словообразовательных моделей с постепенным переходом к непродуктивным.
Пособие "Грамматические ступеньки" включает в себя работу над словом, словосочетанием и предложением. Эти направления коррекционной работы тесно связаны между собой и реализуются параллельно. Так, например, расширение объема словаря и уточнение значений слов проводится в ходе работы над звукопроизношением.
Успешное решение этих задач обеспечивает не только расширение словарного запаса за счет введения новых слов, усвоение практическим путем правил употребления различных грамматических форм словоизменения и словообразовательных моделей, но и точное употребление слов, умение свободно и правильно ими пользоваться, формирование чувства языка.
Данное пособие "Грамматические ступеньки" предназначено для закрепления умения ребенка составлять предложения без грамматических ошибок, а также автоматизировать правильное произношение звуков.

