Котова Ольга Викторовна, учитель-дефектолог, ГБОУ СО "Екатеринбургская школа № 3", Екатеринбург, Свердловская область
Для достижения планируемых результатов обучения, связанных с развитием речевой и коммуникативной функции обучающихся с нарушениями интеллекта, на занятиях мы широко используем тексты детских стихотворений, песенок и потешек. Чтобы ребенок данной нозологии в оптимальной для уровня своего актуального развития степени мог освоить содержание предлагаемого текста, а также, по возможности, воспроизвести его, я применяю мнемотаблицы, в которых текст сопровождается не только картинками, но и дополнительными визуально-двигательными сигналами – жестами (см. образец в Приложении 1).
Мнемотаблицы составляются на основе стихов, поскольку ребенку легче актуализировать и воспроизводить речевой материал, опираясь на ритм, рифму таких текстов. При разработке таблиц применяются сразу два средства альтернативной и дополнительной коммуникации для максимального усиления вербального сигнала путем визуализации звучащего текста.
Для составления мнемотаблиц я использую значки с сайта Freepic, картинки, сгенерированные ИИ (Chat GPT); тексты детских потешек, стихов и песенок; условные жесты из коллекции эмодзи (общеупотребительные), жесты РЖЯ (в том числе упрощённые, адаптированные педагогом) как правило, для обозначения абстрактных смысловых единиц, таких как времена года.
Мнемотаблицы подойдут для работы с учениками, которые способны различать цветные изображения, считывать и повторять простые жесты, понимать речь на уровне словосочетания и фразы, но при этом испытывают затруднения при конструировании предложения, запоминании и воспроизведении звучащего текста.
Перед включением в работу жестов и изображений оцениваем способность и возможность их понимания и использования ребенком, настраиваем "уровень сложности" данных символов.
Картинки должны быть понятны ребенку, вид изображения (от фотографий реальных объектов и цветных детализированных картинок до черно-белых пиктограмм с высоким уровнем стилизации) не должен значительно превышать способности зрительного восприятия обучающегося, но может входить в зону ближайшего развития данной функции. При этом не обязательно визуализировать каждое слово, достаточно акцента на ключевые элементы текста. Это позволит не перегружать избытком визуальных символов восприятие обучающегося.
Количество символов для визуализации текста педагог может менять в зависимости от индивидуальных возможностей ученика.
Если ребенок читает, убираем или закрываем строку с текстом стихотворения. Если ребенок учится читать, следует сделать буквы крупнее и отрабатывать навык чтения на материале уже знакомого текста стихотворения, используя смысловую догадку.
Строка жестов предназначена, в первую очередь, для учителя, в качестве шпаргалки-суфлера. Из образца таблицы для предъявления ребенку можно убрать строку с описанием жестов, чтобы не отвлекать его внимание на лишние картинки-изображения двигательных символов (когда у ученика есть трудности с объемом и распределением внимания).
Необходимость и содержание предварительной работы для использования мнемотаблиц оценивает педагог, учитывая особенности актуального развития конкретного ученика. Обычно база для работы с мнемотаблицами включает знакомство ребенка с ее отдельными элементами и их усвоение – считывание графических символов и воспроизведение условных жестов, которые привязаны к вербальному образу слова. В связи с этим, "словарь" мнемотаблиц, представленный жестами и картинками, можно использовать для освоения ребенком отдельных смысловых единиц путем их изолированного предъявления или в качестве фразового конструктора при последовательном представлении нескольких.
Иногда целесообразно предлагать ученику мнемотаблицу сразу целиком без отдельно организованной предварительной работы с изолированными графическими или жестовыми символами, даже если они не все знакомы ребенку. Тогда соответствующие единицы дополнительной или альтернативной коммуникации будут осваиваться им непосредственно в ходе знакомства с текстом и его визуальным сопровождением.
Собственно работа с таблицей заключается в том, что педагог проговаривает ритмичный текст (верхняя строка таблицы), сопровождая некоторые слова или целые фразы соответствующими жестами (нижняя строка таблицы), при этом использует мини презентацию из картинок, которые синхронно с речевым и жестовым обозначением обозначают называемые смысловые единицы (средняя строка). После этого предполагается совместное с учителем выборочное проговаривание слов речитатива детьми (жестовое и/или вербальное).
Объем смысловой единицы, к которой привязывается изображение и жест определяет сам педагог. Можно ретранслировать каждое слово, включая предлоги и союзы, можно подкреплять одной картинкой и одним движением целую фразу или варьировать количество смысловых единиц на один символ в зависимости от рабочих задач. Например, если с ребенком начали изучать предлоги - каждый предлог в тексте лучше обозначить соответствующим жестом и картинкой; если знакомим обучающегося с новым словом – следует сопроводить это слово в тексте графическим и двигательным символом.
Практический опыт использования мнемотаблиц, включающих жесты, подтверждает их эффективность для более успешного усвоения и воспроизведения обучающимися с нарушениями интеллекта предлагаемого речевого материала.

