Нейроупражнения как инструмент коррекции речевого развития младших школьников с ОВЗ

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Братухина Юлия Сергеевна, учитель-логопед, ГБОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск, Свердловская область

Дети с ограниченными возможностями здоровья часто сталкиваются с трудностями в освоении речи, чтением и письмом. Для решения этих проблем специалисты активно используют нейропсихологические упражнения, направленные на активизацию различных зон мозга, улучшение когнитивных способностей и развитие моторики. А так же эти методы помогают ребёнку лучше усваивать учебный материал, формируют навыки саморегуляции и снижают уровень тревожности.

Нейроупражнения становятся неотъемлемой частью в педагогической деятельности специалистов для обучения таких учеников. Рассмотрим подробнее, каким образом они влияют на процесс формирования речи детей, и какие техники успешно применяются специалистами в своей работе.

Основные механизмы влияния нейроупражнений на речь ребенка. Освоение как устной, так и письменной речи задействует различные области мозга, следовательно, расстройства речи возникают вследствие нарушений взаимосвязей между ними.

Регулярные занятия нейрогимнастикой способствуют формированию новых связей между участками коры больших полушарий, тем самым способствуя не только развитию речи учащихся, но и развитие когнитивных функций в целом.

Нейрогимнастика - это комплекс телесно‑ориентированных упражнений, направленных на активизацию естественных механизмов работы мозга через двигательную активность. Другими словами её называют "гимнастикой для мозга".

Суть применения нейрогимнастики базируется на принципе взаимосвязи тела и психики: определённые движения и сенсорные стимулы стимулируют нейронные связи в головном мозге, улучшая его функциональность. Ключевая цель - синхронизировать работу правого и левого полушарий, развивая мозолистое тело (структуру, обеспечивающую их взаимодействие).

Основной механизм воздействия заключается в улучшение кровоснабжения мозга - физические упражнения усиливают приток кислорода и питательных веществ.

  • стимуляция нейрогенеза — формирование новых нейронных связей;
  • развитие межполушарного взаимодействия — координация логики (левое полушарие) и творчества (правое полушарие);
  • снижение стресса - регуляция работы лимбической системы через ритмичные движения.

Основные цели нейрогимнастики

  • Развитие межполушарного взаимодействия: упражнения помогают синхронизировать работу правого и левого полушарий головного мозга, улучшая когнитивные процессы и речь.
  • Повышение концентрации внимания и памяти: регулярное выполнение гимнастики способствует улучшению способности концентрироваться и запоминать новую информацию.
  • Коррекция нарушений речи: некоторые упражнения специально направлены на улучшение артикуляции, фонематического восприятия и развития языковой компетенции.
  • Укрепление мелкой моторики рук: многие задания включают элементы тренировки пальцев, способствующие развитию точности движений и координации.
  • Стимуляция сенсорных функций: игры и занятия способствуют активации органов чувств, помогая ребенку лучше воспринимать окружающий мир и реагировать на стимулы.
  • Создание позитивного эмоционального фона: большинство занятий проводятся в игровой форме, вызывая интерес и удовольствие у детей, снижая стресс и тревожность.

Ключевые виды упражнений:

  • Глазодвигательные — развивают зрительно‑моторную координацию.
  • Дыхательные — нормализуют кислородный обмен, снижают тревожность.
  • Артикуляционные — улучшают речь и мелкую моторику.
  • Растягивающие — снимают мышечные зажимы, повышают осознанность тела.
  • Координационные — тренируют баланс и пространственное восприятие.
  • Асимметричные движения (например, одновременное касание разных частей тела разными руками) — усиливают межполушарную связь.

Примеры упражнений нейрогимнастики

  • "Кулак—ребро—ладонь": ребенок последовательно меняет положение руки, повторяя движения сначала одной рукой, потом второй, затем обеими одновременно.
  • "Рисование двумя руками": задание выполняется симметрично двумя руками одновременно, стимулируя взаимодействие обоих полушарий мозга.
  • "Игра пальцами" ("сорока-белобока"): упражнения развивают мелкую моторику и улучшают координацию движений.
  • "Подражательные жесты": дети имитируют различные действия взрослых, животных или предметов, активизируя зрительно-двигательную кору мозга.

Таким образом, использование нейрогимнастики даёт возможность учителю-логопеду эффективно решать целый ряд образовательных, коррекционных и терапевтических задач, повышая эффективность занятий и ускоряя процесс коррекции речевых нарушений. Применение нейроупражнений позволяет значительно повысить эффективность педагогического процесса и положительно влияет на общее состояние здоровья и психоэмоциональное благополучие учащихся с особыми образовательными потребностями.

Следовательно, регулярное включение элементов нейроупражнений в структуру логопедических занятий способно оказать существенную поддержку каждому ребенку в речевом развитии и социализации. 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить