Развитие осязательной чувствительности у обучающихся с нарушением зрения при трудностях обучения письму и чтению по системе Брайль

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Куликова Елена Леонидовна, учитель-логопед, ГБОУ СО "Верхнепышминская школа-интернат им.Мартиросяна", Верхняя Пышма, Свердловская область

Зрение дает человеку до 90% всей информации об окружающем мире. Отсутствие зрения мобилизует возможности других органов чувств. Количество информации незрячий получает благодаря другим органам чувств: осязания, слуха, обоняния, вкуса и т.д. Одним из каналов восприятия являются тактильные ощущения, которые относятся к осязательному восприятию.

Осязание представляет собой сложную систему кожных и двигательных ощущений, которые несут человеку очень" большую" информацию об окружающем мире. Осязательные восприятия человека сходны со зрительными: те и другие адекватно отражают одни и те же свойства материального мира. Способы же восприятия различны.

Образование и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды.

Поэтому в основе обучения таких детей лежат коррекционно - развивающие технологии, т. к. они максимально помогают добиться желаемого результата.

Органом осязания служит рука, а значит, и основные усилия педагога должны быть направлены на развитие чувствительности рецепторов руки.

Многие незрячие дети, поступающие в школу, имеют низкий уровень осязательной чувствительности и моторики пальцев кистей и рук. Они не способны совершать мелкие действия, поисковую деятельность, воспринимать рельефные изображения, а это основа чтения и письма по Брайлю.

Слепые дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Вследствие этого мышцы рук у многих тотально слепых детей оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это приводит к низкому развитию тактильной чувствительности и моторики рук, что, в свою очередь, отрицательно сказывается учебной деятельности учащихся.

Опыт работы с незрячими детьми и детьми с остаточным зрением показывает, что многие первоклассники не готовы в заданные программой сроки освоить систему чтения и письма Л. Брайля. Одна из причин - недостаточное развитие тактильного восприятия.

Для успешного овладения чтением и письмом по системе Брайля огромное значение оказывает предварительная подготовительная работа по развитию осязательного восприятия и мелкой моторики. Письмо по системе Брайля требует сильных рук и чувствительных пальцев.

Примером развития неречевых умений являются упражнения "Графический диктант" на тренировку тонких движений пальцев рук, что оказывает большое влияние на развитие речи школьника, развитие ориентировки в пространстве и на плоскости, учит усидчивости и терпению.

Практическая значимость Процесс развития тактильно - двигательного восприятия будет осуществляться более эффективно при целенаправленном использовании специально подобранных упражнений, игр и пособий.

Основные направления формирования осязания и мелкой моторики у незрячих школьников:

  • развитие тактильной чувствительности рук,
  • коррекция осязания,
  • коррекция моторной координации движений рук.

Для успешного овладения чтением и письмом по системе Брайля огромное значение оказывает предварительная подготовительная работа по развитию осязательного восприятия и мелкой моторики.

Упражнения "Графический диктант" входит в комплекс заданий. Учащимся предлагаю задания передвигаться в определенном направлении

Целью упражнений "Графический диктант" является развитие осязания, тактильной чувствительности и тактильной памяти, мелкой моторики, умения ориентироваться на плоскости, навыков счета и умения сравнивать предметы, произвольного внимания, слушания, запоминания и выполнения инструкции, учения на ощупь дифференцировать сходные, по расположению точек, окошки на приборе; формирования навыка сочетанных движений обеих рук.
Включение упражнений "Графический диктант" в логопедические занятия по дислексии проявляют эффективные результаты по развитию осязания, мелкой моторики, кожной чувствительности, способствуют развитию тактильных ощущений детей, помогают интеллектуальному развитию обучающегося.

Графические диктанты можно проводить в любой части занятия при изучении разных лексических тем и грамматических категорий. Завершая диктовку, детям предлагается дорисовать рисунок самостоятельно, придумав сюжет. Затем составить предложение к рисунку, рассказ, подобрать прилагательное, глагол и т.д. (это зависит от цели занятия).

Вложения:
ФайлРазмер файла:
Скачать этот файл (Приложение1.pdf)Приложение1.pdf376 Кб

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить