Роль здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Тронина Светлана Петровна, учитель-логопед, ГБОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск, Свердловская область

Здоровье ребенка - одна из важнейших ценностей современного общества. Сегодня особое внимание уделяется формированию здоровья детей, особенно тех, кто имеет нарушения речи. Логопедические занятия становятся неотъемлемой частью образовательного процесса, помогая детям преодолеть трудности произношения, развить речь и коммуникативные способности.

Использование здоровьесберегающих технологий повышает эффективность занятий. Они позволяют создать условия, способствующие развитию способностей каждого ребенка, улучшению качества жизни и повышению эффективности образовательной деятельности.

Рассмотрим подробнее, какие здоровьесберегающие технологии применяются в практике логопеда:

Артикуляционная гимнастика:

  1. Упражнения для языка.
  2. Упражнения для губ.
  3. Комплексные упражнения.

Дыхательная гимнастика: техника глубокого вдоха через нос и медленного выдоха через рот, сопровождаемая счетом вслух от одного до пяти.

Дыхательная гимнастика представляет собой набор специально разработанных упражнений, предназначенных для улучшения функций дыхательной системы, повышения уровня кислорода в крови и общего оздоровления организма. Она применяется как средство профилактики заболеваний органов дыхания, укрепления иммунитета и повышения работоспособности.

Релаксационные упражнения: выполнение простых дыхательных упражнений с закрытыми глазами, представляя себя на берегу моря или в тихом лесу.

Примеры релаксационных техник, применяемых на логопедических занятиях:

  1. Метод прогрессивной мышечной релаксации.
    Ребенок последовательно напрягает и расслабляет различные группы мышц тела, начиная с пальцев ног и заканчивая мышцами головы. Эта техника позволяет снять мышечное напряжение и уменьшить чувство тревоги.
  2. Диафрагмальное дыхание.
    Глубокий вдох через нос с последующим медленным выдохом через рот. Ребенку предлагается представить, что он наполняет живот воздухом, словно воздушный шарик, а затем медленно выпускает воздух. Этот метод способствует нормализации сердечного ритма и успокоению нервной системы.

Логоритмические занятия: включают в себя комплекс методик и подходов, объединяющих музыку, движения и речь.

Основными технологиями, используемыми на логоритмических занятиях, являются следующие:

  1. Музыка и ритм
    Музыка выступает ключевым элементом логоритмики. Используются музыкальные инструменты (барабан, бубен, маракасы, колокольчики), прослушиваются мелодии разной интенсивности и характера, что способствует развитию музыкального слуха, реакции на темп и динамику музыкальных произведений.
  2. Хороводы и танцы
    Простые танцевальные элементы и коллективные хороводы, выполняемые детьми, стимулируют синхронность движений, формируют умение двигаться в группе, улучшают пространственную ориентацию и групповую коммуникацию.
  3. Интонационно-музыкальные игры
    Это особые игры, основанные на восприятии интонаций и мимики. Участники учатся распознавать и повторять эмоциональные оттенки голосов взрослых, выражать свое отношение мимикой и жестами, передавая разные настроения (радость, грусть, удивление).
  4. Логопедические упражнения
    Используется артикуляционная гимнастика в сочетании с музыкальным сопровождением. Упражнения выполняются одновременно с движениями под музыку, таким образом, создается связь между органами речи и двигательными реакциями.
  5. Имитационные игры
    Дети подражают действиям и звукам окружающей среды (звукоподражание животным, бытовым предметам), что стимулирует развитие речевой активности и творчества.
  6. Технические средства и оборудование
    Современная аппаратура (микрофоны, синтезаторы, интерактивные доски) дополняют традиционные способы проведения логоритмических занятий, расширяют возможности взаимодействия и увеличивают интерес детей к процессу.
  7. Песенное творчество
    Создание собственных песенок, простейших композиций на заданную тематику, чтение стишков и потешек под музыку. Такая деятельность поддерживает развитие фантазии, творческого самовыражения и интереса к словесному творчеству.

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях способствует гармоничному развитию ребенка, укрепляет физическое и психологическое состояние, снижает уровень тревожности и создает оптимальные условия для успешного овладения речью. Эти подходы являются залогом успешной социализации и интеграции ребенка в общество, обеспечивая возможность полноценного участия в образовательном процессе и общественной жизни.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить