Назарова Ольга Владимировна, учитель обучения на дому, ГБОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск, Свердловская область
Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающую готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально- типологические особенности.
Письмо - сложный психомоторный навык, успешное становление которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений:
- фонематический анализ и синтез слов;
- перевод фонем в графемы, то есть зрительные схемы графических знаков с учетом пространственного расположения элементов;
- перевод зрительных схем букв в кинетическую систему последовательных движений, необходимых для записи-кинемы ( А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, Л.С. Цветкова.)
У детей с тяжелой умственной отсталостью органическое поражение ЦНС определяет сложную своеобразную структуру нарушений: сочетание двигательных расстройств с нарушениями ВПФ ( А.К.Акскенова, 2003; В.В. Воронкова, 2001; В.Г. Петрова, 2003; О.В.Правдина; Е.М. Мастюкова идр.)
Практика показывает, что дети данной категории имеют: нарушение мышечного тонуса, зрительно-пространственного восприятия. Низкий уровень развития крупной и мелкой моторики, также отмечено проявление синкинезий: руки и артикуляционных органов, иногда в сочетании с синкинезиями ног. А значит речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями, навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество. Поэтому работа с такими детьми имеет многоплановый характер и направлена на коррекцию и формирование тех психических и моторных функций, которые у них нарушены. Прежде всего, это общая и мелкая моторика, графомоторные навыки пространственные представления.
Мною была предпринята попытка разработать и апробировать систему упражнений по дифференцированному коррекционному обучению обучающихся с тяжелой умственной отсталостью графическим навыкам через развитие мелкой моторики. В планировании и проведении занятий по данной теме опиралась на программу курса коррекционных занятий, предложенной Удаловой Э.Я., Метиевой Л.А. «Развитие психомоторных и сенсорных процессов" для учащихся специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Теоретической основой этих занятий являются концептуальные положения теории Л.С.Выготского: об общих законах развития аномального и нормально развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможностях компенсации; о применении системного подхода к изучению аномального ребенка, учете его актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи, об индивидуализированном и дефференцированном подходах к детям в процессе реализации коррекционной психолого - педагогической программы.
Цель дано работы – создание оптимальных условий для формирования моторной базы овладения навыками письма.
Задачи:
- Нормализация мышечного тонуса в пишущей руке.
- Формирование правильного захвата и удержание ручки.
- Формирование пространственной ориентировки на листе бумаги.
- Развитие зрительно- моторной координации.
- Овладение основными элементами букв.
Опыт предложенной системы упражнений показывает, что коррекционная работа, построенная с учетом особенностей сенсомоторных психических процессов детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями, обеспечивает развитие всех компонентов письма, а также общей и мелкой моторики.
Из этого следует, что развитию моторики детей с ОВЗ следует уделять специальное внимание. Необходимость в этом испытывают не только младшие школьник, которые только осваивают навык письма и самообслуживания, но и все обучающиеся других возрастных групп, т.к. развитие двигательной сферы выступает важным условием общего психологического развития.

