Технология "Лэпбук" в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Григорьева Анна Александровна, педагог-психолог, ГБОУ СО "Верхнепышминская школа-интернат имени С.А.Мартиросяна", Верхняя Пышма, Свердловская область

В работе с детьми с особыми образовательными потребностями недостаточно использовать традиционные методы коррекционной педагогики.

В нашем образовательном учреждении обучаются слабовидящие и слепые дети. Для обучающихся характерно снижение скорости, точности и целостности восприятия, трудности ориентировки в пространстве и выполнении практических действий, а также, снижение уровня развития познавательных процессов. Повысить эффективность коррекционно-развивающих занятий со слабовидящими детьми я решила с помощью использования лэпбука.

Лэпбук (lapbook) – в переводе с английского языка означает "книга на коленях" (lap - колени, book - книга). Это небольшая тематическая папка или книжка-раскладушка, наполненная разнообразными кармашками, картинками и дидактическими играми по определённой теме.

Технологию "Лэпбук" можно использовать на индивидуальных коррекционно – развивающих занятиях, а также, с подгруппой детей (в том числе, с участием педагога как играющего партнера). Лэпбук обладает дидактическими свойствами и обеспечивает познавательную активность обучающихся. Его структура и содержание доступно детям с особыми образовательными потребностями.

Тематическая папка вариативна. Каждый разворот можно наполнить, в зависимости от цели и задач занятия, а также, с опорой на индивидуальные особенности ребёнка и сохранные анализаторы. Например, с целью коррекции пониженного уровня развития познавательных процессов (внимания, мышления и памяти), я использую лэпбук "Геометрические фигуры". Все карточки оформлены в матовой ламинации, что исключает блики поверхностей. Для работы с мелкими картинками ребёнку предлагается лупа. Таким образом, дети отрабатывают навык использования оптических средств коррекции при необходимости.

Варианты дидактических игр и упражнений:

  1. "Узнай и назови".
    Предложите ребёнку обследовать фигуры, обозначить название и цвет. Затем, дайте инструкцию: "Послушай загадку, отгадай фигуру и найди её на ощупь". Инструкции должны быть чёткие и последовательные.
  2. "Угадай, чего не стало".
    Инструкция: "Рассмотри и запомни фигуры в ряду. Закрой глаза. Угадай, какой фигуры не стало? Какого цвета?".
  3. "Составь фигуру из частей".
    Инструкция: "Назови фигуры. Сколько частей в каждой фигуре? Составь фигуру из частей". Далее, можно составлять фигуры по замыслу, без опоры на схему.
  4. "На какую фигуру похож предмет?".
    Инструкция: "Рассмотри картинки и распредели их в таблицу под соответствующую по форме фигуру. На какую фигуру по форме похож арбуз, телевизор и т.п."?
  5. "Подбери фрагмент".
    Инструкция: "Заполни пустые фрагменты домика недостающими деталями. Какой по форме детали не хватает?".

Пособие изготовлено таким образом, чтоб была возможность подобрать новые коррекционно-развивающие игры и упражнения. Для развития познавательных процессов и смены наполняемости папки изготовлен набор на тему "Овощи и фрукты". Обучающимся предлагаются задания "Краски художника", "Найди тень", "Узнай фрукты и овощи" (изображение в разрезе), "Овощное судоку" и "Игра с лупой". На разворотах лэпбука можно использовать тактильные, шумовые и подвижные элементы, а также, предложить детям совместное изготовление интересной тематической папки.

Таким образом, с помощью лэпбука ребёнок учится, исследует и закрепляет знания в игровой и наглядной форме, развивая при этом мелкую моторику и психические познавательные процессы.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить