Колодезная Ольга Ивановна, руководитель состава №3 ЦПМПК, ГБУ СО "ЦППМСП "Ресурс", Верхняя Салда, Свердловская область
Сегодня перед каждым образовательным учреждением стоит серьёзная задача: создавать условия для успешного усвоения знаний всеми категориями учащихся, включая тех, кто имеет особые образовательные потребности, т.е. дети с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) и инвалидностью.
Именно эффективная координация деятельности специалистов психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПК) и психолого-педагогического консилиума (далее ППк) лежит в основе успеха реализации этой миссии. При взаимодействии данных структур обеспечивается комплексная диагностика особенностей развития ребёнка, формирование обоснованных педагогических решений, подбор необходимых методов коррекционно-развивающей работы и создание оптимальных условий для полноценного участия детей с ОВЗ и инвалидностью в учебно-воспитательном процессе.
С этой целью специалистами ПМПК и ППк организовано успешное взаимодействие, которое включает в себя следующие направления работы:
Этап первичной диагностики и оценки потребностей ребенка.
Первоначальная диагностика осуществляется силами педагогического коллектива образовательного учреждения посредством ППк. Если имеются основания предполагать наличие ограниченных возможностей здоровья или нарушения, препятствующие полноценному освоению общеобразовательной программы, педагоги направляют ребенка на обследование в ПМПК.
Обследование специалистами ПМПК - эта процедура, которая включает всестороннее изучение и оценку когнитивных способностей, эмоционально-личностных особенностей, физического развития ребёнка, медицинских показаний и социально-психологических характеристик ребёнка специалистами разных профилей: врачами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами, педагогами-психологами, социальными педагогами. Результаты обследования служат основой для принятия решения о целесообразности адаптации образовательного процесса и выдачи рекомендаций по специальным условиям обучения.
Этап разработки и реализации индивидуального маршрута.
По итогам обследования ПМПК выдаёт заключение, содержащее рекомендации по созданию специальных образовательных условий, видов помощи, необходимых ребенку с ОВЗ. Это заключение передается родителем (по желанию) в образовательное учреждение, где члены ППк разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут и программу обучения, исходя из полученных рекомендаций.
Такой маршрут предусматривает особые подходы к обучению, дополнительные занятия, использование вспомогательных технических средств, обеспечение доступностью зданий и сооружений. Задача ППк состоит в контроле соблюдения рекомендованного плана, оценке результатов освоения ребёнком учебной программы и своевременной коррекции возникающих трудностей.
Этап контроля и мониторинга динамики обучения.
Постоянный контроль и мониторинг прогресса обучающегося являются неотъемлемой частью всей модели взаимодействия. Специалисты ППк ведут наблюдение за успехами и проблемами, периодически проводят промежуточные консультации с семьёй и учителями. Если возникают новые потребности или изменения в состоянии здоровья ребёнка, принимается решение о повторном направлении на обследование ПМПК.
Регулярная связь между комиссиями позволяет оперативно реагировать на возникающие ситуации, обновлять стратегии поддержки и повышать эффективность оказываемой помощи детям с ОВЗ и инвалидностью.
Чтобы взаимодействие было эффективным, обе структуры активно применяют следующие форматы работы:
- регулярные встречи руководителей комиссии и консилиумов для согласования общих подходов и координации усилий;
- консультации специалистов ПМПК и ППк по вопросам диагностики, формирования индивидуальных программ и контроля за выполнением рекомендаций;
- семинары и курсы повышения квалификации педагогов, психологов и других, специалистов направленные на повышение уровня профессиональной компетентности в области специальной педагогики и психологии;
- организация единых баз данных, содержащих полную информацию обо всех детях с ОВЗ и инвалидностью, поступивших на обучение в данное образовательное учреждение.
Эти меры способствуют формированию единого пространства поддержки ребёнка с ОВЗ и инвалидностью, позволяющего каждому участнику видеть целостную картину проблем и ресурсов, которыми располагает ребенок.
Эффективное взаимодействие ППк и ПМПК создаёт фундамент для качественной инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в общую систему школьного образования. Организуя тесное сотрудничество, специалисты обеспечивают комплексный подход к решению проблем обучения и воспитания, гарантируют индивидуализацию и доступность образовательной среды для каждой категории учащихся.
Такое партнерство помогает снизить риски социальной изоляции, повысить мотивацию к учебе и интегрироваться в общество детей с особенностями развития, создавая равные возможности для личностного роста и самореализации.
Наша главная цель на ближайшие годы - дальнейшее усиление связей с образовательными учреждениями, совершенствование механизмов оперативного реагирования на вновь возникающие случаи и постоянное обновление базы знаний специалистов.

