Основания для определения образовательного маршрута для обучающихся с интеллектуальными нарушениями при формировании заключения ПМПК

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Наймушина Ирина Александровна, педагог-психолог ПМПК, состав 1, ГБУ СО "ЦППМСП "Ресурс", Екатеринбург, Свердловская область

Актуальность заключается в том, что современная система специального образования предъявляет высокие требования к индивидуализации образовательных маршрутов обучающихся, особенно тех, кто имеет особенности развития, включая интеллектуальные нарушения.

Для эффективного построения учебного процесса таким детям необходима своевременная диагностика, выявление индивидуальных особенностей психофизического развития и создание оптимальных условий в соответствии с особыми образовательными потребностями, для успешного освоения адаптированной общеобразовательной программы. Заключение ПМПК играет ключевую роль в выборе наиболее подходящего образовательного учреждения и методик обучения, обеспечивая поддержку детей с особыми образовательными потребностями. Родители часто сталкиваются с трудностями понимания рекомендаций комиссии, что затрудняет принятие осознанного решения относительно выбора образовательного маршрута для своего ребенка.

С ноября 2022 года в законодательстве об обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с интеллектуальными нарушениями, внесены изменения, реализуются федеральные адаптированные образовательные программы (далее ФАОП). ФАОП включает в себя дифференцированные варианты для разных групп обучающихся с ОВЗ. Каждый вариант разработан с учётом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей обучающихся конкретной категории, которой он адресован, и обеспечивает освоение содержания образования, коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Определение одного из вариантов АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПК).

Образование лиц с интеллектуальными нарушениями должно гармонично сочетать развитие академических знаний и формирование жизненно необходимых практических навыков. Академическая составляющая включает освоение базовых дисциплин (математики, чтения, письма), что обеспечивает фундаментальные знания и понимание окружающего мира. Жизненные компетенции направлены на адаптацию к повседневной жизни, самостоятельному существованию и социализацию. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, создавая условия для всестороннего развития, интеграции в общество и достижения максимальной самодостаточности.

Комплексное психолого-педагогическое обследование обучающегося с интеллектуальными нарушениями на ПМПК сложная многоаспектная процедура. Комплексное психолого-педагогическое обследование является важным этапом выявления индивидуальных особенностей ребёнка с интеллектуальными нарушениями. Оно направлено на получение объективных данных о состоянии здоровья, уровне познавательной активности, коммуникативных возможностях и эмоционально-личностных особенностях обучающегося: определение уровня когнитивных функций (мышление, память, внимание), оценка речевого развития и коммуникативной компетенции, выявление особенностей поведения и социальных взаимодействий.

Качественная оценка направлена на выявление уровня сформированности навыков и способностей, отражающих глубину понимания материала и способность применять полученные знания на практике: степень осознания обучающимся с интеллектуальными нарушениями цели и смысла выполняемых действий, умение самостоятельно планировать, организовывать и контролировать свою деятельность, умение эффективно взаимодействовать с окружающими, выражать свои мысли и понимать других. Использование качественных критериев позволяет комплексно оценить личностные качества и потенциал обучающихся с интеллектуальными нарушениями, способствуя их гармоничному развитию и успешной адаптации в обществе.

Комплексное психолого-педагогическое обследование проходит в несколько этапов:

  1. Психолого-педагогическая диагностика: использование методик для оценки интеллектуального потенциала и эмоционально-личностных характеристик.
  2. Педагогический анализ: изучение учебных достижений, адаптационных возможностей и динамики успеваемости.
  3. Медицинская оценка: подтвержденные актуальные диагнозы врачей узких специальностей (невролога, психиатра, офтальмолога и др.) для подтверждения особых образовательных потребностей и выработки рекомендаций по обучению.

По итогам комплексного обследования формируется заключение ПМПК, которое служит основанием для назначения специальных условий обучения и воспитания, с учетом особых образовательных потребностей обучающегося с интеллектуальными нарушениями.

Каждый ребенок уникален, поэтому важно учитывать особенности каждого обучающегося с интеллектуальными нарушениями при разработке индивидуального образовательного маршрута. Решение принимается коллегиально специалистами ПМПК на основании всестороннего анализа возможностей ребенка. Необходимо регулярно проводить мониторинг результатов образовательной деятельности для своевременной коррекции образовательных маршрутов. Активное участие родителей в процессе принятия решений повышает эффективность образовательного процесса. Педагоги должны обладать специальными компетенциями для успешной реализации индивидуальных образовательных маршрутов.

Таким образом, образовательный маршрут формируется на основе комплексного анализа особенностей развития обучающегося с интеллектуальными нарушениями, его потребностей и потенциала, обеспечивая максимальную поддержку и условия для успешного освоения адаптированной образовательной программы.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить