Организация и формы работы по формированию патриотических представлений у обучающихся с ТМНР

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Берникова Юлия Дмитриевна, учитель, ГБОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск, Свердловская область

Основной принцип работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития, в том числе и по формированию патриотических представлений, с учётом их особенностей, — создание ситуации успешности ребенка, которая необходимо для приобретения уверенности в своих силах и преодоления трудностей.

Предлагаю рассмотреть некоторые формы работы с детьми.

Беседа - метод убеждения. Материалом бесед по патриотическому воспитанию служат факты из жизни класса, произведения из художественной литературы, нравственные категории (добро, зло, справедливость, долг, патриотизм, ответственность, дисциплина и т.д.), происходящие события (в классе, школе, городе, стране). В ходе проведения беседы, обучающиеся могут дать ответы на поставленные вопросы. Иногда могут сами сформулировать выводы.

Классный час – одна из главных форм воспитательной работы. Это форма ценностно-ориентировочной деятельности, способствующая формированию у школьников системы отношений к окружающему миру.

Экскурсии в патриотическом воспитании играют особую роль. На экскурсиях дети ближе узнают историю своего города, страны, культуру своего народа, его обычаи и традиции. Экскурсии расширяют кругозор детей, позволяют не просто представить картинку в голове, а увидеть и прикоснуться к истории лично, помогают ощутить себя частью природного, культурного, социального пространства.

Праздник - особая форма воспитательной работы. Это моменты жизни коллектива, подводящие итоги деятельности обучающихся в короткий промежуток времени. Праздники – отличный повод показать себя в творческой обстановке, поучаствовать в конкурсе стихов и песен, в спортивных соревнованиях, раскрыть свою фантазию в рисунках и картинах, прикладном искусстве.

Игры - важнейшая сфера жизнедеятельности ребенка и эффективный метод воспитания. В процессе гражданско-патриотического воспитания можно использовать разнообразные игры: познавательные, подвижные, настольные, социально-педагогические.

Активное участие в общественно полезном труде развивает отзывчивость, умение замечать, кому нужна помощь, оказывать ее, формирует у ребенка патриотическую гражданскую позицию, понимание того, что ты в ответе за то, что происходит вокруг.

В систему работы по патриотическому воспитанию входит знакомство с истоками национальной культуры, формирование чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям, героическому прошлому. Даже малый опыт работы доказывает нам, что детям с ТМНР доступно чувство любви к родному городу, родной природе, своей Родине. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, формируется в процессе целенаправленного воспитания.

У детей с ТМНР гражданская позиция не воспитается сама по себе. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных наглядных, красочных материалов, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию. Обучающимся необходимо показать, что патриотизм проявляется не только в военное, но и в мирное время.

Сегодня недостаточно наполнить головы учеников массой информации и затем проверить ее усвоение. Новое время определяет новые цели образования.

В современных условиях развития общества сложно привить любовь к своему отечеству, помочь детям и подросткам осмыслить историю родной страны, вызывать у школьников в душе те качества, которые и определяют его как личность, как гражданина.

Решение этой важной задачи возможно через обновление форм работы с детьми на уроках и во внеурочное время.

Таким образом, в формировании патриотического воспитания в школе обучающихся с ТМНР необходимо использовать разнообразные формы работы, которые помогают ребёнку осознать себя гражданином города, страны, мира.

А это создаёт надежную опору на жизненном пути человека. Воспитание граждан и патриотов своей Родины - процесс длительный, требующий от учителя настойчивости, последовательности и большого терпения.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить