Пересказ текстов как важнейшее средство развития устной речи обучающихся с ЗПР

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Просвирнина Наталья Викторовна, учитель, ГБОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск, Свердловская область

Развитие устной речи - одно из основных направлений в коррекционном обучении детей с ЗПР. Пересказ, как показывает практика, для них более доступен, чем рассказ, так как не предполагает самостоятельного создания сюжета и определения последовательности событий.

Обучение пересказу способствует:

  • обогащению словарного запаса;
  • усвоению нормативных основ устной речи, правильному употреблению языковых средств;
  •  развитию восприятия, мышления, памяти и внимания.

В процессе работы над пересказом происходит:

  • развитие навыков построения связных монологических высказываний;
  • усвоение норм смысловой и синтаксической связи между предложениями в составе текста;
  • обучающиеся учатся выделять и передавать главную мысль текста.

Пересказ текста на уроках литературного чтения зависит от ряда условий:

  1. от задачи, которой направляется процесс чтения и подготовка пересказа;
  2. от степени активности, с которой обучающийся включен в процесс;
  3. от особенностей текста, который подлежит воспроизведению.

Подробный пересказ.

Среди различных видов пересказов наибольшее распространение получил подробный пересказ - пересказ текста в той последовательности, в которой он воспринимается при чтении. При этом он рассматривается как средство закрепления в детской памяти содержания прочитанных текстов и, тем самым, обогащения круга представлений и знаний обучающихся. Наблюдения показывают, что обучающимся с ЗПР не всегда сразу удается разобраться в сюжетной линии текста, осознать события, определить место и роль каждого персонажа. Для облегчения этой задачи нужно сформировать у них наглядно-образные представления, соответствующие содержанию текста. Наглядные представления могут быть созданы путем демонстрации объектов, рисунков, аппликационно-меловой картины. Иллюстрации конкретизируют содержание текста, делают его более наглядным, показывают действие, обстановку, в которой происходит действие. Все это вызывает эмоциональное отношение к содержанию текста, вызывает к жизни новые слова.

Также эффективным приемом выделения существенного в тексте и пересказе его содержания является пересказ по воображаемым, словесно нарисованным обучающимися картинкам. Рисуя словесную картинку по содержанию текста, у школьников формируются наглядные представления о предметной действительности, стоящей за словами текста, и тем глубже проникает в это содержание и более самостоятельно, более свободно его воспроизводит. При обучении подробному пересказу могут быть использованы очень простые приемы пересказа своими словами: читаются части текста и предлагается об этом же сказать по-другому. Это "по-другому» заключается в замене отдельных слов, в добавлении новых слов, в изменении построения предложений. Пересказ с задачей осознать логическую и хронологическую последовательность описанных в тексте событий входит в подробный пересказ как составная часть. Осознание обучающимися этой последовательности является необходимым условием понимания читаемого текста.

Выборочный пересказ.

Среди упражнений, способствующих развитию устной речи обучающихся, должны иметь место различные формы выборочного пересказа. Выборочный пересказ включает в себя обычно только определенные части, определенные линии произведения. Основным, самым существенным признаком этого пересказа является отбор, выбор. Начинать работу нужно на текстах с ярко выраженными сюжетными линиями, затем давать тексты более эмоциональные и, в дальнейшем, - тексты яркие, эмоциональные. Обучая выборочному пересказу, необходимо каждый раз выяснять, с достаточной ли ясностью воспринята обучающимися задача, которая перед ними поставлена. Знают ли они точно, что из содержания текста он должен воспроизвести и что, наоборот, он не должен включать в свой пересказ. На начальных этапах обучения выборочному пересказу следует помочь детям спланировать содержание, которое они должны в своем пересказе выделить, помочь выделить и сформулировать основные смысловые вехи этого содержания. Помочь отобрать слова для соединения отобранного содержания в целое. Упражнения, которые предназначены для обучающихся вторых классов более сложные. Перед ними ставятся задачи, для решения которых необходимо осуществить объединение, синтез частей текста.

Краткий пересказ.

Умение кратко формулировать и передавать свои мысли другим, кратко воспроизвести прочитанное, кратко рассказать об увиденном, услышанном, просмотренном - важнейшее качество связной речи. Рассказать кратко - задача значительно более сложная, эточем рассказать подробно, все подряд. Сложность задачи краткого пересказа заключается в том, что она предполагает отбор материала, необходимого для воспроизведения основного смысла воспринятого. Для обучения детей краткому пересказу следует использовать следующие приемы: работу над формированием у них правильных, полноценных наглядных образов, представлений, связанных с содержанием текста и составлением плана. План направляет внимание детей на основное в содержании текста, организуется отбор наиболее существенного. На первых этапах обучения дети получают готовый план для пересказа, затем они привлекаются к составлению этого плана или самостоятельно его составляют.

В заключение хочется сказать, что целенаправленная систематическая работа по развитию устной речи обучающихся посредством пересказа текстов способствует общему развитию школьников, формирует их личностные качества.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить