Применение альтернативной коммуникации как средство для успешной адаптации обучающихся с РАС по программам 8.3, 8.4

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Никитина Екатерина Сергеевна, учитель, Чемоданова Ирина Андреевна, учитель, ГБОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск, Свердловская область

В реформировании системы специального образования важнейшее место отводится развитию коррекционно-педагогической помощи детям с ОВЗ, в том числе обучающихся по программам 8.3, 8.4.

Данная категория обучающихся отличается от других категорий тем, что у них отмечается в первую очередь:

  • качественные нарушения в сфере социального взаимодействия;
  • качественные нарушения способности к общению;
  • ограниченные повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов и видов деятельности.

Из выше перечисленных нарушений особенно выделяется нарушение коммуникативной функции речи. Избегание общения приводит к ухудшению прогноза развития таких обучающихся. Поэтому в настоящее время разработаны методики альтернативной коммуникации, одной из широко известных является - методика PECS.

Цель методики PECS - данная методика предназначена для облегчения коммуникации у детей с особыми потребностями, особенно у тех, кто испытывает трудности с речью и взаимодействием с окружающим миром. Данная методика позволяет развивать навыки общения и уменьшать беспокойство, связанное с невозможностью выразить свои желания и потребности.

Основные принципы работы с карточками PECS

  1. Желание работать: прежде всего, у вас должно возникнуть искреннее стремление заниматься с ребенком, ставить четкую цель и регулярно тренироваться. Важно помнить, что карточки PECS сами по себе не принесут результата без регулярного взаимодействия.
  2. Знакомство с карточками: дети требуют времени для адаптации к новым материалам. Пусть ребенок познакомится с карточками, изучит их, рассматривая, ощупывая и пробуя разместить их в альбоме. Убедитесь, что ребенок ассоциирует изображение на карточке с соответствующим объектом.
  3. Первые карточки: используйте карточки, отображающие любимые вещи ребенка, такие как игрушка, лакомство или игра. Сделайте простую и понятную ситуацию обмена карточки на объект, которую ребенок захочет воспроизвести снова и снова.
  4. Закрепляем схему общения: покажите ребенку, что обмен карточкой на желаемую вещь подобен разговору. Подождите реакции, хвалите и поддерживайте инициативу.
  5. Играем с обязанностями: обычные ежедневные дела можно превратить в увлекательную деятельность, используя планировщик занятий и поощрение ребенка за выполненные задания.
  6. Используем профессиональные знания: Ознакомьтесь с литературой по применению PECS, такими как книга Лори Фрост и Энди Бонди "Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)".

Преимущества использования PECS: быстрая адаптация и приобретение навыка общения; возможность развить инициативность и самостоятельность в высказывании желаний; повышение доступности общения с окружающими; эффективность метода доказана различными исследованиями.

Шаги освоения карточек PECS:

  • Шаг 1 "Запуск коммуникации". Ребенок учится передавать карточку партнеру, чтобы получить нужный предмет.
  • Шаг 2 "Поддерживаем дистанцию". Ребенок осваивает пространство между карточкой и партнером, становясь более уверенным в своем действии.
  • Шаг 3 "Выбор нужной карточки". Учим ребенка выбирать из нескольких вариантов ту, которая соответствует его желанию.
  • Шаг 4 "Формулировка запросов". Помогаем ребенку создавать короткие запросы ("Я хочу") и добавлять уточняющую информацию.
  • Шаг 5 "Самостоятельные высказывания". Ребенок учится отвечать на вопросы типа "Что ты хочешь?"
  • Шаг 6 "Комментарии". Способствуем способности ребенка свободно комментировать окружающую обстановку.

Возможные проблемы и пути решения:

  1. Страх неудачи. Иногда родители перестают использовать карточки, считая, что это замедлит развитие речи. Помните, что работа с карточками стимулирует активное освоение речи.
  2. Отсутствие мотивации. Обязательно убедитесь, что выбранные карточки отражают настоящие предпочтения ребенка.
  3. Быстрое продвижение. Постепенность важна, иначе эффективность снижается.
  4. Привыкание к пищевым поощрениям. Добавляйте другие виды наград, чтобы расширить круг интересов ребенка.
  5. Ожидание быстрых результатов. Наберитесь терпения, ведь каждому ребенку требуется разное время для освоения новых навыков.

При применении системы альтернативной коммуникации нужно соблюдать следующее:

  • регулярность проведения занятий;
  • применение карточек в обычной жизни, помогая ребенку осознавать, что это средство постоянного общения;
  • последовательность при реализации PECS;
  • соблюдение "переходного этапа" работы с PECS при появлении экспрессивной речи.

Таким образом, система альтернативной коммуникации PECS является эффективным средством для становления речи, базирующаяся на компенсаторных возможностях, обучающихся по программам 8.3, 8.4. которая состоит из 6 шагов.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить