Никитина Екатерина Сергеевна, учитель, Чемоданова Ирина Андреевна, учитель, ГБОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск, Свердловская область
В реформировании системы специального образования важнейшее место отводится развитию коррекционно-педагогической помощи детям с ОВЗ, в том числе обучающихся по программам 8.3, 8.4.
Данная категория обучающихся отличается от других категорий тем, что у них отмечается в первую очередь:
- качественные нарушения в сфере социального взаимодействия;
- качественные нарушения способности к общению;
- ограниченные повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов и видов деятельности.
Из выше перечисленных нарушений особенно выделяется нарушение коммуникативной функции речи. Избегание общения приводит к ухудшению прогноза развития таких обучающихся. Поэтому в настоящее время разработаны методики альтернативной коммуникации, одной из широко известных является - методика PECS.
Цель методики PECS - данная методика предназначена для облегчения коммуникации у детей с особыми потребностями, особенно у тех, кто испытывает трудности с речью и взаимодействием с окружающим миром. Данная методика позволяет развивать навыки общения и уменьшать беспокойство, связанное с невозможностью выразить свои желания и потребности.
Основные принципы работы с карточками PECS
- Желание работать: прежде всего, у вас должно возникнуть искреннее стремление заниматься с ребенком, ставить четкую цель и регулярно тренироваться. Важно помнить, что карточки PECS сами по себе не принесут результата без регулярного взаимодействия.
- Знакомство с карточками: дети требуют времени для адаптации к новым материалам. Пусть ребенок познакомится с карточками, изучит их, рассматривая, ощупывая и пробуя разместить их в альбоме. Убедитесь, что ребенок ассоциирует изображение на карточке с соответствующим объектом.
- Первые карточки: используйте карточки, отображающие любимые вещи ребенка, такие как игрушка, лакомство или игра. Сделайте простую и понятную ситуацию обмена карточки на объект, которую ребенок захочет воспроизвести снова и снова.
- Закрепляем схему общения: покажите ребенку, что обмен карточкой на желаемую вещь подобен разговору. Подождите реакции, хвалите и поддерживайте инициативу.
- Играем с обязанностями: обычные ежедневные дела можно превратить в увлекательную деятельность, используя планировщик занятий и поощрение ребенка за выполненные задания.
- Используем профессиональные знания: Ознакомьтесь с литературой по применению PECS, такими как книга Лори Фрост и Энди Бонди "Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)".
Преимущества использования PECS: быстрая адаптация и приобретение навыка общения; возможность развить инициативность и самостоятельность в высказывании желаний; повышение доступности общения с окружающими; эффективность метода доказана различными исследованиями.
Шаги освоения карточек PECS:
- Шаг 1 "Запуск коммуникации". Ребенок учится передавать карточку партнеру, чтобы получить нужный предмет.
- Шаг 2 "Поддерживаем дистанцию". Ребенок осваивает пространство между карточкой и партнером, становясь более уверенным в своем действии.
- Шаг 3 "Выбор нужной карточки". Учим ребенка выбирать из нескольких вариантов ту, которая соответствует его желанию.
- Шаг 4 "Формулировка запросов". Помогаем ребенку создавать короткие запросы ("Я хочу") и добавлять уточняющую информацию.
- Шаг 5 "Самостоятельные высказывания". Ребенок учится отвечать на вопросы типа "Что ты хочешь?"
- Шаг 6 "Комментарии". Способствуем способности ребенка свободно комментировать окружающую обстановку.
Возможные проблемы и пути решения:
- Страх неудачи. Иногда родители перестают использовать карточки, считая, что это замедлит развитие речи. Помните, что работа с карточками стимулирует активное освоение речи.
- Отсутствие мотивации. Обязательно убедитесь, что выбранные карточки отражают настоящие предпочтения ребенка.
- Быстрое продвижение. Постепенность важна, иначе эффективность снижается.
- Привыкание к пищевым поощрениям. Добавляйте другие виды наград, чтобы расширить круг интересов ребенка.
- Ожидание быстрых результатов. Наберитесь терпения, ведь каждому ребенку требуется разное время для освоения новых навыков.
При применении системы альтернативной коммуникации нужно соблюдать следующее:
- регулярность проведения занятий;
- применение карточек в обычной жизни, помогая ребенку осознавать, что это средство постоянного общения;
- последовательность при реализации PECS;
- соблюдение "переходного этапа" работы с PECS при появлении экспрессивной речи.
Таким образом, система альтернативной коммуникации PECS является эффективным средством для становления речи, базирующаяся на компенсаторных возможностях, обучающихся по программам 8.3, 8.4. которая состоит из 6 шагов.

