Развитие сенсорной сферы у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через предметно-практическую деятельность

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Деева Анна Александровна, учитель, ГБОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск, Свердловская область

Сенсорная сфера играет ключевую роль в развитии познавательной активности и эмоционально-личностных качеств любого ребенка. Особенно важно уделять внимание её формированию у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

У обучающихся с ОВЗ имеют место нарушения ощущений различной модальности (кинетической, осязательной, зрительной, кинестетической, тактильной и др.) и, соответственно, восприятия объектов, явлений и ситуаций. Безусловно, таким обучающимся нужна специальная коррекционная помощь, и первый шаг по её оказанию - сенсомоторное развитие ребенка. В связи с этим, одной из задач коррекционной работы по обогащению сенсорной сферы является развитие ощущений и восприятий на основе предметно-практической деятельности.

Предметно-практическая деятельность представляет собой целенаправленную работу, направленную на активизацию органов чувств, развитие перцептивных действий, т.е. действий восприятия, в процессе которых обучающиеся выявляют свойства разнообразных объектов. В процессе рассматривания-обследования объектов окружающей действительности постепенно происходит накопление чувственного опыта в сочетании с моторной активностью.

У многих обучающихся с ОВЗ нарушена тактильная чувствительность. Ощущения от касания кончиками пальцев какого-либо предмета у них нечеткие, они сравнимы с впечатлениями, которые испытывает человек, когда берет предмет в плотных перчатках. Существует множество игр и упражнений, помогающих ребенку совершенствовать тактильную чувствительность всего тела и чувствительность пальчиков.

Основными задачами игр-упражнений по развитию тактильных ощущений являются:

  • улучшение осознания ребенка самого себя через тактильные ощущения;
  • побуждение к высказыванию чувств (вербальный/невербальный способ), которое вызывает соприкосновение с различными материалами и поверхностями;
  • расширение опыта тактильного восприятия ребенком объектов ближайшего окружения;
  • умение дифференцировать осязательные ощущения;
  • развитие у обучающегося умения выражать свое эмоциональное состояние, чувства через соприкосновения.

Например: игровой самомассаж кистей рук – это эффективное и универсальное средство реабилитации тонких движений у обучающихся с локальными проблемами: катание ладошкой шестигранного карандаша, шариков, грецких орехов, деревянных катушек по столу или другой поверхности; катание шарика из пластилина, соленого теста; катание теннисного мячика ладонью по наклонной плоскости; сжимание резиновых игрушек, воздушных шариков, мешочков с дренажем; игры с пипетками; игры с воздушным шариком (подбрасывание, ударение по подвешенному шарику кулаком, ладонью, указательным пальцем). Игры с мозаикой, плетение, шнуровки, игры с кубиками, конструктором, игры с прищепками, разматывание и сматывание цветных клубочков ниток, лепка, пальчиковая живопись, пластилинография, бисерография ("раскрашивание бисером"), ниткография ("раскрашивание нитками"), рисование на подносе с песком, рисование с использованием парафина ("набрызгивание", "процарапывание"), работа со штампами (штампами-карандашами) – эти методы работы задают детским пальчикам оптимальную мышечную нагрузку, являются средством развития мелких мышц пальцев руки, предплечья и глазомера. По мере усвоения программного материала игру, упражнение можно усложнять, увеличив количество предметов для ее проведения, изменив (ускорив) темп, заменив наглядный материал игры на словесный и т. д.

Большое значение в развитии обучающихся с ОВЗ имеют сенсорные игры и упражнения, которые реализуются через пальчиковые игры, пальчиковую гимнастику. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием "пальчиковой" гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, улучшает быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас обучающихся, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе. Один из видов пальчиковых игр без предметов - пальчиковый театр "Пальчики-зайчики". Это веселые зайчики на каждом пальчике, которые превратят упражнения в настоящий маленький театр. В качестве атрибутов могут использоваться варежки или перчатки, где на каждом пальце вывешиваются (приклеиваются) глаза, нос, рот или характерные для животных детали (усы, длинные уши, рога и т. д.). Пальчиковые игры с предметами – "Любимые колпачки" (шапочки) для пальчиков. Это могут быть наперстки, срезанные верхушки с перчаток.

В процессе игровых заданий обучающиеся:

  • укрепляют и развивают мелкую моторику пальцев рук, тактильный и зрительный анализаторы, умение классифицировать по заданному принципу, выполнять движения рукой в заданном направлении;
  • работать над темпом выполнения заданий, аккуратностью и усидчивостью, над развитием устойчивого внимания и воображения;
  • развивают зрительно-моторные координации, дифференциацию лево-право, вперед-назад, произвольность психических процессов, визуальное и аудиальное внимание, умение выполнять задания по схеме и описанию на слух;
  • закрепляют знания о свойствах разных материалов, углубляют понятие о величине, цвете;
  • снимают эмоциональное напряжение.

Таким образом, развитие сенсорной сферы у обучающихся с ОВЗ является важнейшим аспектом коррекционно-развивающей работы. Использование методов предметно-практической деятельности позволяет эффективно развивать тактильные, моторные, перцептивные способности обучающегося, способствующие улучшению когнитивных функций и социальной адаптации.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить