Роль альтернативных средств коммуникации в организации инклюзивного образовательного процесса для обучающихся с ТМНР

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Шнайдер Елена Сергеевна, учитель, ГБОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск, Свердловская область

Уровень развития речи является одним из показателей уровня жизни. Дети с тяжелыми нарушениями в развитии в большинстве своем имеют трудности в реализации потребности в общении, информировании окружающих людей о своих потребностях, нарушение речи тормозит когнитивное развитие. Альтернативные средства коммуникации позволяют частично преодолеть указанные трудности и повысить качество жизни и показатели интеллектуального развития таких детей.

Одним из главных условий эффективного включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивную среду является наличие у него способности коммуницировать. Речь – это высшая психическая функция, являющаяся основным средством выражения мысли. При помощи речи возможен обмен информацией, эмоциями. Речь тесно связана с работой мышления, внимания, памяти. При помощи речи обозначаются предметы и явления, передаются мысли, желания, чувства. Речь является проявлением активности, направленной на достижение какого-либо результата.

Речь – это средство общения между людьми. Ребенок раннего возраста, до того, как он научается говорить, общается с окружающими, используя протоязык. Под ним понимают предречевые средства общения ребенка, к которым относят взгляды, мимику, голосовые реакции, движения тела, естественные жесты, подражание голосу и действиям взрослого. Использование средств альтернативной коммуникации целесообразно при наличии у детей тяжелых дефектов развития, существенно или полностью ограничивающих устную речь. В эту категорию входят дети с комплексными нарушениями развития (аутизм, дизартрия, моторная алалия, тяжелые формы ДЦП, нарушения интеллекта, слуха, зрения, синдром Дауна).

Использование альтернативных средств коммуникации повышает эффективность коррекционной работы, облегчает процесс социальной адаптации. Навыки общения детей с тяжелыми нарушениями в развитии развиваются плохо. Они не смотрят в лицо взрослого, не подражают его действиям, не умеют пользоваться естественными жестами, не стараются понять, чего хочет от них взрослый, не соблюдают очередность при общении. У многих таких детей трудности общения с окружающими связаны также с патологией нервной системы, повышенной возбудимостью, нарушением внимания. Невозможность правильно понять друг друга сказывается и на психологическом состоянии детей и взрослых. Под альтернативной и аугментативной (дополнительной) коммуникацией понимают средства и системы неголосовой коммуникации человека.

Альтернативные системы общения могут использоваться в следующем качестве:

  • как средство, используемое временно для сохранения мотивации к общению при существовании перспективы в дальнейшем овладеть устной речью;
  • как базовое средство общения;
  • как средство, облегчающее развитие речи, мышления и других когнитивных процессов;
  • как вспомогательное средство в освоении чтения. Использование системы знаков способствует развитию абстрактного мышления и символической деятельности, таким образом способствуя развитию понимания и появлению вербальной (звуковой) речи. В современности альтернативную коммуникацию используют для построения системы коммуникации, в рамках которой ребенок может самостоятельно доносить до собеседника новую для него информацию, выражать свои мысли, используя символы. Для коммуникации с детьми с тяжелыми дефектами развития в качестве символов предметов и действий используются специальные пособия – карточки с изображениями, предметы, пиктограммы, говорящие устройства, компьютеры со специальными программами. Возможно использование следующих методов и средств альтернативной коммуникации:
  • глобальное чтение – обучение чтению при помощи карточек с написанными на них словами на основе зрительного запоминания, особенно актуально для детей с нарушением слуха, а также с синдромом Дауна, и является важным и единственным первичным способом "вхождения» в речевую деятельность.
  • Жесты - движения рук, пальцев, несущие в себе смысловую нагрузку, позволяющие передать информацию, эмоции, желания. В то время как метод глобального чтения преследует цель передать ребенку какую-то информацию, то использование жестов позволяет ребенку в свою очередь сообщить о чем-либо. Использование жестов очень важно для развития речи и мышления ребенка.
  • Picture Exchange Communication System (PECS) - это система обмена карточками с изображениями предметов, действий. Цель программы PECS - побуждение ребенка к активному коммуникационному взаимодействию. В основе метода лежит тот факт, что повод для общения должен предшествовать фактической речевой деятельности.
  • Пиктографическая идеографическая коммуникация (PIC) - коммуникация с помощью пиктограмм.
  • Языковая программа "Макатон" способствует развитию речи за счет одновременного использования простых жестов, карточек с символами и устной речи. Выбор вспомогательного средства зависит от того, станет ли оно основным способом коммуникации, временным или дополнительным. Процесс обучения ребенка пользоваться альтернативной коммуникацией начинается с использования ее приемов в знакомой обстановке в рамках игровой деятельности, а затем в бытовой.

Использование средств альтернативной коммуникации может выступать не только в роли основного способа общения, но и дополнительного, являясь средством развития речи и других когнитивных процессов. При правильном выборе средства альтернативной коммуникации и грамотном психолого-педагогическом подходе оно существенно повысит качество жизни ребенка с тяжелыми нарушениями в развитии.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить