Зверева Ольга Петровна, учитель истории, руководитель школьного музея, МБОУ "СКОШ № 60 г. Челябинска", Челябинск, Челябинская область
Музейная педагогика призвана быть проводником в мир культуры, учить видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, формировать понимание взаимосвязи современности с прошлым, уважение, понимание, принятие других культур.
Школьный музей является эффективным средством сохранения исторической памяти, так как через ключевые направления деятельности способствует сохранению традиций, ценностей, культуры, веры.
Музей школы призван стать особым воспитательным пространством, где реализуются специальные музейно-образовательные, культурно-творческие программы, экскурсионно-выставочная и клубная работа, апробируются музейные педагогические технологии.
Программа объединения дополнительного образования туристско-краеведческой направленности "Родной край" в МБОУ "С(К)ОШ № 60 г. Челябинска" реализуется второй год.
Актуальность программы заключается в возрождении народных обычаев, сохранении исторического прошлого, знакомстве с традициями, обрядами, ремеслами, что может сыграть важную роль в самоидентификации обучающихся как граждан своего Отечества.
Программа предполагает через различные образовательные технологии приобщение детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья к познанию истории, культуры, природы родного края, пробное погружение в предметную сферу и создание активной мотивирующей образовательной среды для формирования патриотических чувств и качеств, развития познавательного интереса к родной истории.
Цикл занятий объединения "Родной край" включает в себя темы, связанные с государственной символикой и государственными праздниками современной России. Так, традиционно в начале ноября в школе проходит День народного единства. Немало тем связаны с традициями и обычаями региона, праздниками народов нашей Родины. Например, в январе проводятся святочные гадания, в марте проводы зимы – Масленичные гуляния с блинами, в сентябре празднование Осенин, в декабре знакомство с рождественскими традициями. Знакомы ребята и с национальным праздником башкирского народа - Сабантуем.
Программа дополнительного образования "Родной край" реализуется в формах подгрупповой и групповой работы. Ребята-кружковцы пробуют себя в роли экскурсоводов, ведущих мероприятий. Отлично зарекомендовал себя прием "равный — равному", когда воспитанники объединения "Родной край" делятся знаниями от сверстника к сверстнику, что делает общение неформальным, устраняет возрастной барьер, позволяет лучше понять друг друга, даёт новый опыт.
Активное формирование фонда школьного музея началось летом 2024 года силами семей обучающихся и педагогов школы после того, как на территории школы был установлен музейный арт-объект - деревянная изба в русском стиле. Рядом с избой уютно расположились колодец, телега с валками сена, огород, завалинка, стилизованный очаг, палисадник с цветами, декоративными растениями и пряными травами. Возможно, в перспективе появится ветряная мельница. Это музейное пространство мы называем русским подворьем.
В октябре-ноябре 2024 г. руководителем музея совместно с членами объединения дополнительного образования "Родной край", была организована первая инвентаризация музейных экспонатов. Ребята под руководством педагога участвовали в составлении музейной картотеки: измеряли, взвешивали, составляли подробное описание экспонатов для паспортизации. Подбирая место для каждого из них, изучали исторические очерки, фото, также помогли иллюстрации учебников и интернет.
Школьный музей часто становится местом для проведения уроков. В тематике предметов "Мир истории", "История Отечества" есть такие темы, как "Изба – жилище славян", "Ремёсла наших предков", "Земледелие – основное занятие славян". Раскрыть их содержание помогают экспонаты музея: рубанок, вилы, коромысло, коса, серп, колосья, ухват, чугунки, деревянные предметы быта, прялка, веретено, утюг, народные костюмы.
В музее проводятся открытые мероприятия и праздники, встречи с гостями школы, прогулки и экскурсии, занятия кружков и даже квесты. Так, например, в мае 2025 года музей стал площадкой для интеллектуального этапа военно-патриотической игры "Зарница" для обучающихся с ОВЗ г. Челябинска. В мероприятии приняли участие обучающиеся 7 коррекционных школ города. Силами ребят, посещающих объединение "Родной край", в музее школы была подготовлена экспозиция, посвящённая 80-летию Победы в Великой Отечественной войне: выставка военной техники в миниатюре, подборка книг и фотографий о войне. В атмосфере музея команды выполняли задания, связанные с событиями героического военного прошлого нашей Родины. Ребята – члены кружка объясняли задания командам, сопровождали на этапах в качестве волонтёров.
Обучающиеся, посещающие другие объединения дополнительного образования школы, принимают участие в деятельности музея, предлагая тематические поделки, участвуя в конкурсах рефератов, съемке видеосюжетов, и т.д.
Деятельность по реализации программы объединения дополнительного образования туристско-краеведческой направленности "Родной край" способствует формированию потребностей и навыков общения, взаимодействия с памятниками культуры и экспонатами музея, развивает у школьников способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию, т.е. оказывает воспитательное воздействие, формируя чувства гражданской принадлежности, патриотизма, гуманные общечеловеческие ценности.

