Иванцова Елена Анатольевна, учитель начальных классов, ГБОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск, Свердловская область
Формирование локальной идентичности у младших школьников с ОВЗ – длительный процесс. Локальная идентичность - это чувство принадлежности к определённой территории, к родному городу, которое возникает у человека на основе общей истории, культуры, природных особенностей и социальных связей.
Чувство гордости и любви к своей "малой родине" - один из ключевых аспектов идентичности обучающихся с ОВЗ. Это чувство формируется в семье, социальном окружении, посредством личного опыта, в практической деятельности самих обучающихся.
Одним из эффективных способов является проектная деятельность. Использование данной технологии позволяет создать условия такой деятельности, в ходе которой у обучающихся постепенно, ненавязчиво, в соответствии с общим уровнем развития, в ходе исследовательской работы создаются условия для формирования качеств локальной идентичности: любовь к малой родине, ощущение себя частью местной общности, знание прошлого и настоящего родного края.
В своей профессиональной деятельности активно используются практико–ориентированные проекты, тематика которых нацелена на формирование локальной идентичности: "Родословная моей семьи", "Моя малая родина", "Моя улица – малая родина", "Наш город в годы Великой Отечественной войны", "Красная Книга родного края", "Наши знаменитые земляки", "Правнуки Победы" и другие.
На проблемно-деятельностном этапе реализации проектов основной задачей стало обогащение представлений у обучающихся краеведческого, этнокультурного наследия родного края.
Используемые методы и приёмы:
- чтение произведений уральских и местных авторов (Н. Паэгле, В. Белоножко, А. Александров, А. Бурнин, В. Лежнин, М. Бессонов, А. Зюзева и другие);
- знакомство с историко-краеведческим приложением городской газеты "Карпинский рабочий" — "Богословский родник";
- посещение городского краеведческого музея;
- экскурсии по достопримечательностям города;
- составление описательных рассказов по историческим фотографиям города;
- оформление фотовыставки и творческих работ: "Улицы моего города", "Мой дом", "Исторические памятники города";
- создание интерактивной викторины "Мой город", "Мои земляки" в блоге класса;
- создание интерактивной карты "Мой город на карте России";
- создание информационных газет: "Растения Карпинска", "Гора Конжак", "Полезные ископаемые Карпинска".
Эмоциональная составляющая локальной идентичности формируется посредством прослушивания произведений уральских композиторов Е. Родыгина, А. Пантыкина, И. Шутова. Развитие эмоционального интеллекта у обучающихся с ОВЗ проходит посредством знакомства с картинами знаменитого местного художника Геннадия Райшева, в городском краеведческом музее хранится 100 подаренных им картин, 76 в живописном виде, остальные в графике: "Синий Урал", "Богословск–Карпинск", "Российская песня" и многие другие.
Обучающиеся принимают активное участие в городских акциях, нацеленных на проявление гражданской позиции и самосознания: "Поздравь ветерана, живущего рядом", "Напиши письмо участнику СВО", "Помоги одинокому соседу", "Окна Победы". В четвертом классе дети принимают посильное участие в благоустройстве памятников, установленных на территории города в честь погибших земляков в годы ВОВ.
Благодаря использованию различных форм работы решаются многие задачи по формированию локальной идентичности, что способствует развитию гармоничной личности обучающихся с ОВЗ, создаются условия для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей обучающихся с ОВЗ, чувства сопричастности родному городу.
Литература
- "Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12. 2014 г. № 1598
- Петракова Г.М. Духовно – нравственное воспитание детей с ОВЗ//М., Просвещение

