Формирование социально-бытовых умений и навыков у обучающихся с ТМНР в процессе выполнения практических работ на уроках домоводства

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Каримова Светлана Евгеньевна, учитель, ГБОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск, Свердловская область

Проблема включения детей с ТМНР в реальную жизнь общества является актуальной. Успех зависит от социально-бытовой компетентности обучающегося, его способности самостоятельно организовать свой быт.

На уроках по учебному предмету "Домоводство" обучающиеся получают знания, умения и навыки по приготовлению пищи, уходу за одеждой, обувью, жилищем. Воспитанники учатся правилам ведения домашнего хозяйства, практическим умениям, связанным с самообслуживанием и обслуживанием членов семьи, закладываются основы нравственного поведения.

Для формирования социально-бытовых навыков используются следующие методы и приемы: сюжетно-ролевые и дидактические игры, игровые упражнения, беседы, практикумы, экскурсии, наглядность (технологические карты, алгоритмы, плакаты), презентации, мультимедиа, видеоуроки, видеофильмы.

Особое внимание на уроках домоводства уделяется использованию практических методов обучения, обеспечивающих выработку определенных навыков и умений. С этой целью в своей работе применяю практикумы, как основной метод отработки теоретических знаний. Например, практикум "Уход за одеждой и обувью" учит одеваться, раздеваться, ухаживать за одеждой, обувью, головными уборами. Игры и упражнения на привлечение внимания воспитанников к своему внешнему виду: смотреть на себя в зеркало, друг на друга, показывать одежду на себе, разложенную на столе, на полке. Формирование знаний о последовательности действий в процессе раздевания и одевания, складывания одежды.

Практикум "Уборка на кухне" позволяет закрепить последовательность действий при уборке, правила использования моющих средств и соблюдения санитарно-гигиенических требований. Практические работы на разные темы: уход за комнатными растениями, уборка помещения, обращение с посудой, различение предметов посуды для сервировки стола, для приготовления пищи. Узнавание (различение) кухонных принадлежностей.

Перед выполнением практической работы недостаточно одного объяснения учителя, необходимо составить технологическую карту или план действия. При выполнении практических упражнений особое внимание уделяется индивидуальной работе. В результате практических упражнений не только формируется навык, который обучающиеся будут использовать в своей самостоятельной жизни, но и жизненно необходимые качества: терпение, усидчивость, доведение начатого дела до конца. Практический метод обучения детей с ТМНР тесно переплетается с сюжетно-ролевой игрой, которая позволяет обучающемуся познавать самого себя, свои возможности. В ходе игровой деятельности учатся моделировать различные ситуации, расширяя социальный опыт.

На уроках домоводства обучающиеся должны овладеть следующими умениями:

  • умение выполнять доступные бытовые виды работ: приготовление пищи, уборка, стирка, глажение, чистка одежды, обуви, сервировка стола, др.
  • умение соблюдать гигиенические и санитарные правила хранения домашних вещей, продуктов, химических средств бытового назначения.
  • умение использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику, химические средства, инструменты, соблюдая правила безопасности.

В заключение хочется подчеркнуть, что умения и навыки, полученные обучающимися на уроках домоводства, обязательно должны закрепляться в непосредственной практической деятельности, в их повседневной жизни.

Литература

  1. Дашевская Е.Ю. Развитие у детей с умеренной умственной отсталостью умения ориентироваться в выполнении заданий социально-бытового характера: дис. канд. пед. наук / Е.Ю.Дашевская; Урал.гос. пед. ун-т; науч. рук. В.В.Коркунов. - Екатеринбург, 2007.
  2. Кинаш Е.А. Игры и упражнения по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у глубоко умственно отсталых детей / Е.А.Кинаш // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2000. - №1. - с. 24-26.
  3. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. Практическое пособие.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить