Формирование элементов финансовой грамотности на уроках математики в коррекционной школе

Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Фаррахова Юлия Радиковна, учитель, МКОУ "СКШИ VIII вида", Сатка, Челябинская область

В развитии современной системы образования Российской Федерации актуальным стал вопрос формирования финансовой грамотности. В октябре 2023 года правительство России утвердило Стратегию повышения финансовой грамотности и Формирования финансовой культуры до 2030 года.

Люди с интеллектуальными нарушениями обладают низким уровнем финансовой грамотности, поэтому ее основы должны закладываться уже в школе. Именно на уроках математики учащиеся коррекционной школы имеют возможность овладеть элементами финансовой грамотности. Работа по формированию элементов финансовой грамотности может реализовываться через следующие виды деятельности:

1. Устный счет.

На всех годах обучения особое внимание уделяется формированию у школьников умения пользоваться устными вычислительными приемами. Для развития устного счета и в то же время, развития финансовой грамотности, используется различный дидактический материал. Задания имеют разную степень сложности. Для некоторых учащихся необходима наглядность в виде игровых денег. Вот некоторые из заданий:

  • определить купюры, которыми можно расплатиться за покупку;
  • рассчитать сумму, которая находится в кошельке;
  • расчеты с бюджетом (доходы/расходы).

2. Словарная работа.

Словарная работа проводится над отдельными словами и выражениями (зарплата, производительность труда, премия, семейный бюджет, доход, налоги и др.). Разбор данных понятий помогает расширить знания детей по финансовой грамотности, провести воспитательную беседу о трудолюбии, бережливости, финансовой безопасности. Далее для закрепления изученных понятий можно подобрать различные задания с использованием схем или таблиц. Например, записать словарные слова в нужную ячейку. Кроме того, словарные слова закрепляются с помощью анаграмм, кроссвордов, ребусов.

3. Решение практических задач.

Решение практических задач является одним из важных моментов по формированию основ финансовой грамотности. При изучении темы "Проценты", например, дети учатся вычислять стоимость товара с учетом скидки. При изучении темы "Десятичные дроби" можно решать задачи на расчет электроэнергии. Кроме того, при решении таких задач реализуются межпредметные связи. При изучении темы "Среднее арифметическое число", дети знакомятся с алгоритмом нахождения среднего арифметического нескольких чисел (при вычислении средней стоимости товара).

4. Использование настольных игр по финансовой грамотности.

Самая простая игра "Магазин" вызывает у учащихся коррекционной школы множество затруднений. Одним учащимся сложно посчитать общую стоимость покупки, другому ученику – правильно посчитать сдачу. Некоторые обучающиеся не соотносят товар с его реальной стоимостью. Чтобы избежать этих трудностей с помощью игровых денег, дети закрепляют знания о том, какие в России на данный момент существуют купюры и монеты, учатся набирать стоимость товара разными купюрами и монетами. Очень хорошими помощниками на уроках являются карточки, которые есть в готовых настольных играх по финансовой грамотности. Во время таких игр дети закрепляют счетные навыки, учатся строить диалог и вести себя в соответствии с игровой ролью.

5. Применение языка эмодзи (эмоджи).

Наблюдения за детьми показывают, что они любят выполнять задания, в которых используются эмодзи (язык идеограмм и смайликов). Опыт показывает, что активность ученика в процессе обучения тесно связана с его интересом к чему-либо. Это увлечение детей на уроках математики используется при изучении пословиц и поговорок, в которых говорится о бережном отношении к личному бюджету и бюджету семьи.

6. Использование материала от Банка России

Организация работы по развитию у учащихся финансовой грамотности, требует большой подготовки. Банк России предлагает материал для всех категорий населения. Это кроссворды, ребусы, анаграммы, игры, викторины, сценарии, готовые карточки с заданиями, иллюстрации, шаблоны. Важно, что там есть комплект материалов по финансовой грамотности для людей с ментальными особенностями. Материалы оформлены в доступном для них формате.

7. Участие в онлайн-олимпиадах и викторинах.

Опираясь на дидактические принципы обучения детей с нарушениями интеллекта, из огромного количества интернет олимпиад и викторин можно выбрать именно те, в которых могут принимать участие обучающиеся коррекционной школы. Вопросы олимпиад и викторин касаются доходов и расходов семьи, умения экономить и планировать будущее. Проблемные ситуации, описанные в заданиях, формируют у детей правильные установки и привычки.

Кроме того, Банком России проводится ежегодный Всероссийский онлайн-зачет по финансовой грамотности. Отвечая на вопросы онлай-зачета, дети закрепляют знания по математике, и в то же время, разбирают очень полезные вопросы, например, про мошенничество и финансовую безопасность.

Таким образом, обучение лиц с нарушением интеллекта основам финансовой грамотности необходимо начинать со школьного возраста. Это позволит дать ясную картину понимания серьезности отношения детей к финансам, а также подготовить будущих выпускников к решению жизненных финансовых задач.

Литература 

  1. https://d.vlfin.ru/trainers/index.php 
  2. http://dni-fg.ru/ 
  3. https://finzachet.ru/ 
Вложения:
ФайлРазмер файла:
Скачать этот файл (Приложение1.pdf)Приложение1.pdf348 Кб

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить