Инновационные и традиционные технологии и методы обучения и воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями

Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Комарова Светлана Сергеевна, воспитатель, ГБОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск, Свердловская область

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в нашем современном мире становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации. И здесь, на помощь приходят инновационные технологии. "Инновация" - что это такое? Инновация - (итал. иnnovatione - новизна, нововведение).

В современном понимании информационная технология обучения (ИТО) - это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (аудио- и видео-средства, компьютеры, телекоммуникационные сети).

Целью использования инновационной деятельности является качественное изменение личности по сравнению с традиционной системой. Использование инновационных технологий направлено на развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирует творческое нешаблонное мышление.

Анализ литературы, личный опыт работы и результативность использования традиционных методов (пальчиковая гимнастика, манипуляции с различными предметами, дыхательная гимнастика и т. д.) выявили возможность и необходимость сочетания в коррекции у детей различных способов вариативности традиционных и нетрадиционных форм занятий.

Рассмотрим подробнее инновационные технологии коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности:

  • арттерапия, то есть терапия рисованием;
  • сказкотерапия;
  • игротерапия;

Компьютерные технологии: общение с компьютером вызывает у учеников с особыми образовательными потребностями интерес - сначала как игровая, а затем и как учебно-воспитательная деятельность. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как предоставляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.

Мульт-терапия - часть арт-терапии основывается на том, что реализация творческого потенциала личности дает мощный ресурс, который помогает справиться с проблемами, преодолеть болезнь, скомпенсировать недостатки. Один из способов решения проблем и налаживания взаимоотношений, путь к позитивному мышлению, поиску и раскрытию внутренних резервов и потенциала человека.

Мульт-терапия имеет здесь явные преимущества. В первую очередь, она решает проблему мотивации детей. Мультфильмы с ранних лет становятся для ребенка дверью в мир культуры, ценностей и смыслов, художественных образов, символов. Здесь нет ничего неправильного, главенствует принцип безусловного принятия всего, что исходит от ребенка.

При использовании методов сказкотерапии, арт - терапии и мульт - терапии, детям предоставляется возможность обращаться к своим чувствам через переживания за любимых героев; происходит развитие эмпатических способностей ребенка. В последующем обсуждении с детьми просмотренного мультфильма, детям легче оценивать свои поступки, высказывать свои чувства по отношению к героям, сравнивать, сопоставлять, отожествлять себя со сказочными героями с целью определения своей ситуации, своего состояния.

3D ручка - как инновационная технологии в развитии познавательной сферы и креативных способностей у детей. Данные технологии позволяют не только развивать конструкторские способности, навыки моделирования и экспериментирования. Кроме этого, у ребенка расширяется кругозор, развивается пространственное, аналитическое, образное мышление, мелкая мускулатура и моторика рук, а самое главное, это оборудование мотивирует ребенка заниматься творчеством, при этом ребенок привыкает к работе с высокотехнологичными устройствами.

И, конечно, работа с 3D ручкой – одна из интересных, неординарных форм развития мелкой моторики. Тонкие движения руки при работе с 3D ручкой способствуют развитию внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия. При выполнении различных действий с 3D ручкой решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их с зрительными, слуховыми и обонятельными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления.

Упражнения с 3D ручкой создают благоприятный эмоциональный фон. В процессе этой деятельности у ребенка развивается воображение и фантазия.

Поэтому применение в коррекционно-образовательном процессе специализированных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с ОВЗ, позволит повысить эффективность коррекционного обучения, преодолеть нарушения высших психических функций, а, следовательно, снизить риск социальной дезадаптации младших школьников с особыми образовательными потребностями.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить