Данилова Оксана Александровна, воспитатель, МКОУ "СКШИ VIII вида", Сатка, Челябинская область
В статье рассматривается инновационное дидактическое пособие "Педагогический планшет" как эффективное средство формирования духовно-нравственных качеств у младших школьников с нарушением интеллекта.
Современная система образования ставит одной из приоритетных задач духовно-нравственное развитие личности, что приобретает особую значимость в работе с обучающимися с нарушением интеллекта. Формирование у данной категории детей устойчивых нравственных свойств, этического сознания и моделей социально одобряемого поведения требует применения специальных, отвечающих их особым образовательным потребностям, методов и средств.
В настоящее время в коррекционную школу все чаще приходят дети, у которых тяжелые нарушения речи, они не могут выразить словами свои знания по теме, но понимают изучаемый материал. Поэтому, основной задачей является создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.
Каждый из педагогов находится в постоянном поиске форм, методов и приемов работы, которые с одной стороны были бы интересны младшим школьникам, соответствовали бы их возрасту и возможностям, а с другой стороны эффективно бы решали образовательные задачи. Традиционные подходы не всегда оказываются достаточно эффективными ввиду возможных особенностей когнитивного развития, внимания и коммуникации. В связи с этим поиск и модификация дидактических инструментов, способных сделать процесс нравственного воспитания наглядным, интересным и доступным, являются актуальной проблемой коррекционной педагогики.
Итогом моего поиска стало дидактическое пособие "Педагогический планшет". Это пособие является модификацией известного математического планшета (геоборда), идея которого принадлежит К. Гаттеньо. Конструктивно пособие представляет собой деревянную основу с прозрачными карманами и пластмассовыми штырьками, что позволяет использовать его в комплекте с набором разноцветных резинок и сменными карточками-схемами.
Актуальность пособия обусловлена его многофункциональностью и компактностью. Оно может быть адаптировано под содержание различных тематических блоков в рамках программ духовно-нравственной направленности, таких как "Культура поведения", "Моя семья", "Мы – граждане России", "я в школе" и других.
Использование "Педагогического планшета" строится на нескольких ключевых принципах:
- Наглядность и тактильность. Работа с резинками, которые необходимо натягивать на штырьки согласно заданию, преобразует абстрактные нравственные категории (добро/зло, можно/нельзя, хорошо/плохо) в конкретные зрительно и кинестетически воспринимаемые связи и модели. Это особенно важно для детей с нарушением интеллекта, у которых преобладает наглядно-образное мышление.
- Вариативность и гибкость. Планшет служит универсальной основой для бесконечного множества заданий. Педагог может наполнять прозрачные карманы карточками с изображениями (членов семьи, символов государства, сюжетов сказок), схемами или словами. Задача ученика – с помощью резинок установить логические, ассоциативные или причинно-следственные связи между объектами, классифицировать их или составить рассказ.
- Индивидуализация и диагностика. Пособие позволяет легко дифференцировать задания по уровню сложности, учитывая индивидуальные возможности каждого ребенка. Одновременно процесс работы ученика с планшетом предоставляет педагогу богатый диагностический материал: он может оценить не только конечный результат, но и стратегию решения, сформированность определенных умственных действий, а также эмоционально-волевые и коммуникативные качества.
- Интегративность. "Педагогический планшет" эффективно интегрируется в различные виды внеурочной деятельности: общекультурное, социальное и спортивно-оздоровительное развитие. Его использование способствует не только достижению предметных результатов, но и, что более важно, развитию метапредметных компетенций.
Систематическое применение "Педагогического планшета" в коррекционной работе оказывает комплексное влияние на личностное развитие школьников с нарушением интеллекта. Как показала практика, у детей воспитывается уважительное отношение к близким, своему городу, стране; формируется ценностное отношение к труду и творчеству; развивается готовность следовать этическим нормам поведения. Работа в парах или малых группах с использованием одного пособия стимулирует развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Косвенно работа с планшетом способствует развитию когнитивных функций. Таким образом, "Педагогический планшет" представляет собой эффективный инструмент в арсенале современного педагога, работающего с детьми с нарушением интеллекта. Его дидактический потенциал заключается в способности трансформировать процесс формирования сложных духовно-нравственных качеств в увлекательную, доступную и творческую деятельность. Сочетание наглядности, тактильности и игровой формы снимает психологическое напряжение, поддерживает устойчивый интерес и способствует глубокому и осмысленному усвоению нравственных норм и ценностей. Использование данного пособия соответствует требованиям ФГОС к достижению личностных результатов и может быть рекомендовано к широкому применению в практике инклюзивного и коррекционного образования.

