Киноуроки в школах России» как средство духовно-нравственного воспитания во внеурочное время

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Вотинова Ольга Алексеевна, воспитатель, МКОУ "СКШИ VIII вида, Сатка, Челябинская область

В последние годы в России наблюдается растущий интерес к внедрению киноуроков в образовательный процесс. Киноуроки представляют собой занятия, на которых обучающиеся изучают искусство кино, его историю, технологию создания и влияние на общество. Эта форма обучения несет в себе несколько важных преимуществ и целей.

Сам проект "Киноуроки России" https://kinouroki.org/films направлен на воспитание у школьников внутренних, духовных качеств личности, которые напрямую влияют на образ мышления, формирование объективной оценки собственных и чужих поступков, а также их последствий для человека, окружающей среды, государства.

При разработке идеи Проекта был использован системный подход, сформирована таблица созидательных качеств личности, понятий и принципов, включающая 99 понятий (качеств), в соответствии с количеством месяцев обучения в общеобразовательных учреждениях с 1 по 11 классы. Уровень сложности вводимых понятий (принципов, ценностей) увеличивается от месяца к месяцу, от одного учебного года к другому, с учетом взросления школьников, их готовности к восприятию более сложного и глубокого материала.

Миссия проекта: воспитание поколений выпускников школ 2030-2040 гг. со сформированной широкой библиотекой этических качеств, высоким уровнем нравственной, социальной и интеллектуальной компетентности.

Как работает "Киноурок"? Каждое понятие (качество) раскрывается в идее профессионального короткометражного детского игрового фильма, предназначенного для проведения киноурока с обязательным соблюдением следующих этапов:

  1. Педагогами школ организуется просмотр профессионального короткометражного игрового фильма, задача которого – вызвать эмоциональный интерес, раскрыть образ героя, модель поведения.
  2. К каждому киноуроку разработано методическое пособие для учителя, раскрывающее особенности организации обсуждения фильма: предлагается способ подачи учебно-воспитательного материала, раскрывается авторский замысел содержания, расставляя акценты при формировании восприятия школьниками вводимого понятия, его значения и вариантов проявления в жизни.
  3. Важный результат киноурока - возникшая у школьников потребность подражания героям, которая реализуется в ходе проведения социальной практики, – общественно полезного дела, инициированного детьми и позволяющего проявить рассматриваемое качество личности на практике.

Приведу примеры работы по проекту "Киноуроки в школах России".

Фильм "Музыка внутри" описывает такое качество как милосердие, проявление в действии сострадания, доброжелательности, заботливости, любви к другому человеку. По этому фильму была запланирована социальная практика: педагоги с детьми изготовили окопные свечи для наших солдат, которые учувствуют в специальной военной операции.

Фильм "Живой город направлен на обсуждение понятия счастья через призму фильма, где главная героиня учится ценить полноту жизни и осмысленность, отказываясь от равнодушия и стремления к сиюминутным удовольствиям ради помощи другим. Фильм побуждает школьников к осмыслению своего предназначения и ценности самореализации в помощи окружающим. В ходе социальной практики учащиеся нарисовали открытки ветеранам, которые работали в нашей школе.

Киноурок "Мандарин" – это трогательная история о дружбе, зависти и доброте, где обычный фрукт становится катализатором для преодоления негативных чувств и развития положительных качеств у детей с акцентом на взаимопомощь и поддержку, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья. После просмотра фильма учащиеся нарисовали рисунки и написали пожелания детям с ограниченными возможностями здоровья.

Цель социальной практики – научить школьников задумываться о своих поступках, проявлять эмпатию и радоваться за других.

Киноуроки в школах России представляют собой важный инструмент в современном образовании, который оказывает значительное влияние на развитие учеников и их подготовленность к жизни в обществе. Внедрение киноуроков значительно обогащает учебный процесс, помогая достигать следующих результатов:

  1. Развитие критического мышления: учащиеся обучаются анализировать сюжеты, разбираться в символике и подтекстах фильмов. Это развивает их способность критически воспринимать информацию, что крайне важно в современном мире, насыщенном разнообразными медиа.
  2. Формирование культурной грамотности: знакомство с различными фильмами и жанрами расширяет горизонты обучающихся, способствует лучшему пониманию как российской, так и мировой культуры. Это помогает им стать более образованными и культурно осведомленными личностями.
  3. Интеграция знаний: киноуроки могут сочетать в себе элементы истории, литературы, искусства и социальных наук, что позволяет обучающимся получать более целостное представление о мире и взаимосвязях различных дисциплин.

Таким образом, киноуроки в школах России не только обогащают образовательный процесс, но и помогают детям становиться более осознанными, отзывчивыми и творческими личностями, готовыми к вызовам современности. Внедрение киноуроков является важным шагом к созданию более динамичной и вдохновляющей образовательной среды.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить