Мигашкина Егения Геннадиевна, воспитатель, МКОУ "СКШИ VIII вида", Сатка, Челябинская область
"Именно творческая деятельность делает ребёнка существом, обращённым к будущему, созидающим его и видоизменяющим своё настоящее", - Л.С. Выготский.
Социализация обучающихся с различными тяжёлыми множественными нарушениями развития (далее ТМНР) является основной задачей всей системы коррекционной помощи. Социальная интеграция понимается как конечная цель специального обучения. Социализация – это процесс, во время которого усваиваются ценности, традиции, культура общества, к которому принадлежит обучающийся.
Обучающиеся с тяжелыми множественными нарушениями развития в отличие от нормально развивающихся сверстников, не способны в полном объёме взаимодействовать с окружающим их миром. Проблема заключается в ограниченной мобильности обучающихся, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей.
Основной сложностью социализации обучающихся с ТМНР является поиск и подбор соответствующих методик работы, которые позволяли бы не только обучать ребёнка, но, прежде всего, корректировали его психофизические особенности и помогали решать ряд проблем, возникающих при совместной с педагогом деятельности. Поэтому необходимо применять различные технологии: пальчиковая гимнастика, сказкотерапия, театрализованные игры, релаксация, групповые и подгрупповые развлекательные и досуговые мероприятия, танцевальная терапия.
Совместный досуг и праздничные мероприятия помогают преодолеть скованность, неуверенность, напряженность или агрессивность. Замечено, что создание вокруг обучающихся творческой атмосферы, вызывает у них чувство удовольствия и побуждает к общению и к дальнейшему творчеству.
Приведу некоторые технологии, используемые в работе с обучающимися с ТМНР с сентября 2024 года по октябрь 2025 года.
- Танцевальная терапия идеально подходит для физического развития обучающихся, помогает психоэмоциональному становлению, формирует образ тела и способствует улучшению координации движений, моторики, самоконтроля. Также танцы развивают коммуникативные навыки и творческие способности детей, повышают уверенность в собственных силах и дают мощный стимул для саморазвития и решения психологических и педагогических проблем. Танцевальная терапия побуждает к свободе и выразительности движения, развивает подвижность, укрепляет силу, как на физическом, так и на психическом уровне. Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершения таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, её ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз. За этот период с учащимися выучили танцы: "Самовар", "Балалайка", "Встанем", "Нынче гости к нам пришли", которые представили на праздниках с родителями, школьных мероприятиях и конкурсах. Это дало возможность выступать каждому из обучающихся с ТМНР, тем самым прививается устойчивый интерес к музыке, хореографии, формируются артистические навыки, побуждают его к созданию новых образов и желанию танцевать.
- Театрализованная игра – наиболее эффективное средство для социализации обучающихся с ТМНР, а также развитии у них коммуникационных навыков. Игра является и средством развития познавательной, эмоциональной и двигательных сфер, она направлена на развитие речи, ознакомление с окружающим миром, труд и физическое воспитание. Театрализация "Репка на новый лад" была показана на школьном празднике, небольшие сценки всегда присутствуют на народных праздниках "Масленица", "Пасха" и др.
- Для успешной социализации обучающихся с ТМНР используются игры, которые включают в себя разыгрывание сказок, стихов, песенок, потешек, пальчиковые и подвижные игры. Благодаря этому наши учащиеся усваивают социальный опыт, преодолевают негативные формы поведения, учатся контролировать свои эмоции, получают представления о социальных отношениях, нормах поведения в окружающей действительности. Так разыгрывание стихов Агнии Барто и потешек про птиц использовались на защите мини-проектов.
- Участие в досуговых мероприятиях помогает обучающимся легче взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявлять свои эмоции, подражать, слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, говорить самому или использовать невербальные способы общения. За этот период проведены досуговые мероприятия, в том числе и с родителями, "Осень золотая", "Здравствуй, здравствуй Новый год!", "Для моей мамочки!", "Великий день Победы!". Совместные досуги радуют не только ребят, но и их родителей, они с огромным увлечением и желанием участвуют в играх, плясках. И это очень важный момент в семейных отношениях для детей – один из приоритетных.
Творчество является одним из средств социализации личности, процессом усвоения норм поведения, ценностных ориентиров, поведения человека в социуме и способствует становлению личности. Мероприятия сближают обучающихся; они ждут репетиций, повторяют песни и стихи, стали лучше ориентироваться в пространстве, а также стали более усидчивыми. Всё это способствует положительному климату в коллективе и эмоционально-речевой активности.

