Валиева Фавия Гусмановна, воспитатель и классный руководитель, ГБОУ СО "Верхнепышминская школа-интернат им. С.А.Мартиросяна", Верхняя Пышма, Свердловская область
В условиях модернизации системы образования необходимость и важность взаимодействия родителей и школы очевидны. Современное общество постоянно сталкивается с новыми вызовами, которые требуют от всех участников образовательного процесса открытости новым подходам и готовности решать возникающие проблемы сообща.
Сегодняшние дети живут в эпоху глобализации, цифровых технологий и быстрых изменений социальной среды. Они сталкиваются с огромным потоком информации, рисками виртуального пространства и повышенными психологическими нагрузками. Сотрудничество семьи и школы было и становится особенно важным фактором успешной социализации обучающихся с нарушением зрения. Постоянный диалог между учителями и родителями необходим на всех этапах обучения. Эффективное взаимодействие с родителями включает как традиционные, так и новые формы, учитывающие индивидуальные потребности семей и стимулирующие активное вовлечение родителей в жизнь школы.
Я работаю с обучающимися с глубокими нарушениями зрения. Для таких детей контакт с окружающим миром сужен, и многие родители при появлении ребенка с патологией зрения находятся в растерянности. Попадание ребенка в специальные школы расширяют возможности общения и - при умелом подходе педагогов - безболезненного вхождения в коллектив.
Хочу поделиться своим опытом по организации работы с родителями.
Я выстраиваю свое взаимодействие с родителями по следующим направлениям:
1. Изучение условий семейного воспитания:
- изучение медицинских карт;
- анкетирование родителей;
- наблюдение взаимоотношений ребенка и родителей;
- изучение особенностей семейного воспитания;
- индивидуальные беседы, позволяющие лучше узнать особенности ребенка
Так формирую банк данных о семье и семейном воспитании.
2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс и во внеурочную досуговую деятельность:
- тематические родительские собрания с обсуждением актуальных вопросов учебной деятельности, подготовки к экзаменам, выбора профессии с использованием интерактивной доски и просмотром видеороликов о кибербезопасности;
- организация совместных проектов, как конкурс "Семейные традиции" с презентациями; совместных игр "Что знаешь о маме?", "Что? Где? Когда?". Это помогает создать обстановку взаимодоверия и партнерства, активизировать творческую инициативу детей и взрослых;
- участие и посещение родителями внеурочных мероприятий. Все это способствует установлению доброжелательных отношений, формирует чувство ответственности и сопричастности, что приводит к плодотворному сотрудничеству.
- систематическое информирование об успеваемости и поведении обучающихся.
Общение в социальных сетях и мессенджерах - самая популярная форма дистанционного взаимодействия родителей, учителей.
Использование цифровых платформ позволяет оперативно информировать родителей обо всех изменениях учебного плана, достижениях и проблемах подростков, способствует вовлечению даже тех родителей, кто испытывает трудности с личным присутствием.
3. Психолого-педагогическое просвещение родителей:
- информационные стенды, памятки на психологические и педагогические темы. Созданные родительские чаты позволяют родителям участвовать в видеоконференциях, пройти разные опросы, получать нужную информацию о том, как защитить ребенка в цифровом пространстве;
- участие педагога-психолога и учителей-предметников на родительских собраниях. С учителем по ориентировке для родителей был проведен мастер-класс по ориентировке в пространстве с использованием трости;
- консультации со специалистами.
4. Работа с родительским комитетом: сотрудничество с родительским комитетом позволяет спланировать и более эффективно решать общие задачи.
Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений, авторитет родителей в семье, нравственные качества школьников, углубляет понимание родителями значимости совместной работы. Вот так создается атмосфера сотрудничества.
Успешному сотрудничеству помогает взаимное доверие и уважение. Партнёрство семьи и школы должно строиться на крепких доверительных отношениях.
Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Если ученик или родитель будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Ежегодно оформляю грамоты детям, указывая на сильные стороны каждого и за стремление делать то, что пока у них не получается. А грамоты по содержанию несхожие, разные, каждому ребенку подбираю слова, адресованные только ему. Грамоты с разным содержанием не раз получали в конце учебного года и все родители, а слова благодарности - на родительских собраниях и в чате родителей, мы постоянно благодарим друг друга.
Всегда поддерживаю личный контакт с родителями, не упускаю возможности высказывать свою признательность родителям обучающихся. Постоянно информирую родителей в течение учебного года о достижениях детей на тех или иных конкурсах, состязаниях, используя различные способы: размещение информации в группе в мессенджере, размещение информационных материалов на сайте школы.
Использование современных технологий повышает прозрачность и доступность педагогического сопровождения каждого обучающегося, создает комфортные условия для активного участия родителей в образовательном процессе.

