Чеботарева Ольга Вячеславовна, музыкальный руководитель, Орехова Светлана Александровна, учитель-логопед, МАДОУ № 23, Североуральск, Свердловская область
В условиях внедрения инклюзивного и индивидуального подхода в образовании поиск доступных и эффективных методик для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) становится особенно актуальным. Среди многообразия коррекционно-развивающих технологий логоритмика - система, связывающая речь, музыку и движение, – занимает особое место. А простые и многофункциональные инструменты, такие как клавесы, часто демонстрируют в ее рамках наибольшую эффективность.
Почему именно клавесы?
Клавесы – это парные деревянные палочки, которые в руках специалиста превращаются в мощное средство коррекционного воздействия. Их уникальность – в способности одновременно адресовать широкий спектр нарушений: речевые, моторные, сенсорные и коммуникативные трудности.
Ключевые преимущества клавесов для детей с ОВЗ:
- Доступность и простота. Для извлечения звука не требуется сложных навыков, что дает мгновенное чувство успеха даже детям с тяжелыми нарушениями.
- Тактильность и безопасность. Деревянная поверхность приятна для сенсорной интеграции, а умеренная громкость звука и отсутствие травмоопасности важны для детей с РАС или нарушениями слуха.
- Универсальность. Инструмент позволяет решать огромный спектр задач: от развития моторики до коррекции эмоционально-волевой сферы.
Роль клавесов в логоритмике.
Логоритмика направлена на координацию слуха, речи и движения, и клавесы являются для нее идеальным инструментом.
- Акцентирование ритма. Четкий, короткий звук клавесов позволяет детям точно улавливать и воспроизводить ритмический пульс, в отличие от "размазанных" звуков бубна или маракаса.
- Координация. Работа с инструментом требует одновременного включения слуха, речевого аппарата и точных моторных действий.
- Развитие мелкой моторики. Правильное удержание палочек стимулирует мышцы кисти, что напрямую связано с активизацией речевых центров мозга.
- Дисциплинирующая функция. Метрономичный звук помогает детям сосредоточиться и работать в общем темпе.
Основные направления работы с клавесами в логоритмике
Совместная деятельность музыкального руководителя и логопеда с использованием клавесов позволяет создать единое развивающее пространство.
1. Развитие чувства темпа и ритма
"Ритм сердца": Дети просто повторяют равномерный пульс (как тикают часы) под счет или под метроном. Задача — научиться держать единый темп. "Эхо": Педагог отстукивает короткий ритмический рисунок, дети хором или по очереди его повторяют. Начинать лучше с ритмов имен (Ма-ша, Во-ва, Ма-ри-на) или простых слов (со-ло-вей, ча-си-ки).
"Живой метроном": Дети отстукивают ритм шага под музыку, а затем этот же ритм повторяют на клавесах.
2. Автоматизация и дифференциация звуков
Клавесы превращают скучное повторение звуков в увлекательную игру:
"Звуковые дорожки": Педагог проговаривает слоги ("та-та-та", "тя-тя-тя", "ка-ка-ка"), а дети на каждый слог делают один удар. Это помогает закрепить правильное звукопроизношение моторно.
"Сильный и слабый звук": предложите детям выделять ударный слог в слове более громким ударом клавесов. Например, "ма-ка-РО-ны" — первый удары тихие ,затем громкий и остальные тихие.
3. Координация речи с движением
Ритмические декламации: Проговаривание стихотворения с одновременным отстукиванием его ритма.
Пальчиковые игры: Использование клавесов в известных потешках ("Сорока-ворона") вместо хлопков.
4. Развитие пространственной организации движений
Игры на ориентировку в схеме собственного тела и в пространстве ("Правому и левому постучали ушку", "Скачите палочки").
5. Развитие фонематического слуха
"Сколько слогов?": Педагог произносит слово, а дети отстукивают его слоговую структуру. Один удар-один слог.
"Угадай слово по ритму": Педагог отстукивает ритм знакомого слова (например, "собака" — три удара), а дети должны его угадать.
Максимального эффекта в логоритмике можно достичь в тесном сотрудничестве музыкального руководителя и логопеда. Клавесы становятся тем "мостиком", который соединяет коррекционную и развивающую деятельность, интегрирует различные виды восприятия и служит мощным мотиватором для детей.
Систематическая совместная работа с этим инструментом позволяет достичь значительных результатов: улучшения слоговой структуры речи, развития чувства ритма и повышения речевой активности. Клавесы, будучи простым инструментом, превращаются в мощное коррекционное средство, помогая детям с ОВЗ развивать навыки, и обретать уверенность в себе, радость общения и веру в собственные силы.
Литература
- Волкова Г.А. "Логопедическая ритмика". - М.: Владос, 2020. - 287 с.
- Буренина А.И. "Ритмическая мозаика: программа по ритмической пластике для детей". - СПб.: ЛОИРО, 2020. - 214 с.
- Сафронова Е.В. "Музыкально-ритмические занятия с детьми с ОВЗ". - М.: Детство-Пресс, 2021. - 168 с.

