Бородина Дарья Максимовна, педагог-психолог, МАДОУ детский сад "Росток", Новоуральск, Свердловская область
В современных условиях коррекционной педагогики особую актуальность приобретает внедрение нейропсихологических технологий в работу с детьми, имеющими различные нарушения развития [1]. Нейропсихологический подход позволяет не только компенсировать имеющиеся трудности, но и стимулировать развитие познавательных процессов через целенаправленное воздействие на мозговые структуры. Этот метод становится всё более востребованным благодаря своей эффективности и научному обоснованию.
Нейропсихология как междисциплинарная область знаний изучает закономерности работы мозга и их влияние на психические процессы [9]. Современная нейропедагогика опирается на фундаментальные исследования в области мозговой организации высших психических функций. Особое внимание уделяется изучению взаимосвязи между структурным развитием мозга и формированием психических процессов у детей.
Согласно концепции А.Р. Лурии, мозг функционирует как единая система, состоящая из трёх основных блоков [8]. Энергетический блок обеспечивает общий тонус и активацию мозговой деятельности. Блок приёма и обработки информации отвечает за работу сенсорных систем, а блок программирования обеспечивает контроль и регуляцию психической деятельности. Эти блоки взаимодействуют между собой, создавая сложную систему психической активности.
Коррекционная работа базируется на ряде основополагающих принципов. Системность воздействия предполагает комплексный подход к развитию ребёнка. Индивидуальный подход учитывает уникальные особенности каждого ребёнка. Опора на сохранные функции позволяет эффективно компенсировать нарушенные процессы. Последовательность в усложнении заданий обеспечивает постепенное развитие навыков. Эмоциональная вовлечённость ребёнка создаёт благоприятную атмосферу для коррекционной работы [3].
Современная практика коррекционной работы часто подразумевает под собой использование интегративной модели, которая включает разнообразные направления. Работа с блоком приёма и обработки информации часто ведётся через сенсомоторную коррекцию, включающую в себя кинезиологические упражнения. Данный вид коррекции направлен на развитие межполушарного взаимодействия, формирование пространственных представлений и координацию движений [7, 10]. Дополняют коррекцию данного блока мозга когнитивные технологии, способствующие развитию внимания, памяти и мыслительных операций. Преодоление проблем в работе блока программирования может происходить через использование релаксационных техник, которые включают в себя дыхательные упражнения, визуализацию и элементы телесно-ориентированной терапии. А при нарушениях в блоке программирования и контроля используются игры с алгоритмом, упражнения на программирование и контроль движений, речевые техники для саморегуляции, дыхательные упражнения и другое.
Коррекционный процесс представляет собой последовательную работу, которая начинается с диагностического этапа [2]. На основе полученных данных разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут. Затем проводятся подгрупповые и индивидуальные занятия, после которых осуществляется мониторинг результатов и корректировка маршрута при необходимости.
Организация коррекционной работы включает различные формы взаимодействия. Проводятся как индивидуальные, так и групповые занятия, семейные консультации, используются дистанционные форматы и интерактивные технологии [6]. Каждый подход имеет свои преимущества и выбирается в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка.
Успешная организация занятий требует соблюдения определённых условий. Создание комфортной атмосферы способствует лучшему усвоению материала. Постепенное усложнение заданий помогает избежать перегрузок. Регулярность занятий обеспечивает устойчивый прогресс. Чередование разных видов деятельности поддерживает интерес ребёнка, а мотивационное сопровождение стимулирует активное участие в процессе коррекции [4].
Инновационные тенденции в нейропедагогике открывают новые возможности для коррекционной работы. Цифровизация коррекционного процесса позволяет использовать современные технологии. Интеграция нейропсихологических методов с другими подходами повышает эффективность работы. Например, развитие дистанционных форм расширяет доступ к коррекционным услугам для всех родителей, которые, в свою очередь, обеспечат поддержку образовательного процесса в домашних условиях [2].
Результаты внедрения нейропсихологических технологий в работу с детьми с ТНР показывают эффективность применяемых методик. В конце учебного года у детей подготовительного к школе возраста наблюдалось улучшение показателей внимания на 8%, памяти на 12%, повышение уровня развития крупной моторики на 9%, мелкой моторики на 7%, что благотворно влияло на преодоление нарушений речи.
Нейропсихологический подход демонстрирует высокую эффективность в работе с детьми с ОВЗ. Комплексное воздействие на различные аспекты развития позволяет достичь значительных результатов в коррекции познавательных функций и подготовке детей к школьному обучению. Постоянное развитие методов и технологий делает этот подход всё более актуальным и востребованным в современной коррекционной педагогике [9].
Литература
- Ахутина Т.В. Нейропсихологический анализ ошибок на письме / Т.В. Ахутина. — М.: В. Секачев, 2020. — 128 с.
- Венгер Л.А. Психологические вопросы готовности детей к обучению в школе / Л.А. Венгер. — М.: Просвещение, 2021. — 192 с.
- Глозман Ж.М. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте / Ж.М. Глозман. — М.: Academia, 2021. — 256 с.
- Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста / А.Н. Корнев. — СПб.: Речь, 2022. — 576 с.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р. Лурия. — М.: Академия, 2020. — 344 с.
- Семаго Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребёнка / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. — СПб.: Речь, 2021. — 360 с.
- Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / А.В. Семенович. — М.: Академия, 2022. — 272 с.
- Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения / А.Л. Сиротюк. — М.: ТЦ Сфера, 2021. — 288 с.
- Хомская Е.Д. Нейропсихология / Е.Д. Хомская. — СПб.: Питер, 2021. — 496 с.
- Цветкова Л.С. Нейропсихология счёта, письма и чтения: нарушение и восстановление / Л.С. Цветкова. — М.: МПСИ, 2022. — 368 с.

