Основы формирования элементов прединженерного мышления у дошкольников с задержкой психического развития 5-6 лет с использованием цифровой образовательной среды "ПиктоМир"

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Кряжевских Анжелика Всеволодовна, воспитатель, Растрепенина Екатерина Викторовна, учитель-дефектолог, Сенникова Наталия Анатольевна, учитель-логопед, Усольцева Светлана Николаевна, воспитатель, МАДОУ "Росинка" детский сад № 7 "Лесная сказка", Новоуральск, Свердловская область

Одной из приоритетных задач современного дошкольного образования является использование новых подходов и технологий, направленных на развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка.

В последние годы наблюдается растущий интерес к обучению детей дошкольного возраста основам программирования, которое невозможно без формирования прединженерного мышления. В его основе лежит развитие наглядно-образного, наглядно-схематического мышления, позволяющего обучать детей-дошкольников с ОВЗ конструированию и моделированию, что, в свою очередь, требует поэтапного развития психических процессов, ориентировки в схеме тела, на плоскости, в пространстве, умения работать по заданному алгоритму, инструкции, плану, схеме, простому чертежу.

Планируя работу с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих ЗПР, в данном направлении, мы обратились к цифровой образовательной среде "ПиктоМир". Она предлагает уникальный подход к обучению использования детьми алгоритмов и логических последовательностей и основана на использовании визуальных элементов, таких как пиктограммы и схемы, что позволяет сделать процесс обучения более доступным и понятным.

Пиктограммы представляют собой визуальные символы, которые благодаря упрощению восприятия информации позволяют более эффективно усваивать материал, решая разные задачи и способствуя:

  • повышению интереса детей к обучению;
  • развитию ориентировки в пространстве и на плоскости;
  • развитию мышления, в том числе логического, а также способности к аналитическому восприятию;
  • облегчению понимания алгоритмов и последовательности действий;
  • развитию навыков диалога и взаимодействия детей со взрослым и друг с другом в больших и малых подгруппах.

С детьми старшей группы знакомство с образовательной средой "ПиктоМир" мы начинали с "допланшетного периода", конечной целью которого для ребёнка является составление без компьютера несложной программы управления роботом.

Сначала познакомили детей с такими понятиями как "робот", "команда", "программа", "игровое поле", "маршрут", "исполнитель команд" и др. Для того, чтобы детям было проще понять, что обозначают вышеуказанные термины, информацию давали в виде сказочных мини-историй, коротких театрализованных представлений и простых сюжетных игр с участием героев "ПиктоМира".

В качестве обогащения развивающей предметно-пространственной среды совместно с детьми и родителями были созданы герои-роботы; дидактические игры и пособия на развитие межполушарного взаимодействия, ориентировки в пространстве и схеме тела; мнемотаблицы, помогающие группировать предметы по лексическим темам и признакам и запоминать их, а также знакомить с литературными произведениями, заучивать стихи.

В работе с детьми были использованы различные упражнения и игры:

  • графические упражнения, направленные на формирование навыка действия по инструкции (дети по пиктограммам изображали /раскрашивали клеточное поле в соответствии с заданием, рисовали путь робота на клеточном поле);
  • игра "Робот в доме", направленная на развитие умения классифицировать (детям предлагалось распределить по комнатам роботов исходя из их функций);
  • упражнения, направленные на выстраивание последовательности событий (дети использовали в ходе режимных моментов алгоритмы "Собираюсь на прогулку", "Режим дня" и др.);
  • игровые упражнения, направленные на здоровьесбережение (упражнения на расслабление, упражнения на укрепление мышц глаз).

Деятельность с использованием цифровой образовательной среды "ПиктоМир" обеспечила следующее:

  • поэтапное введение новых знаний помогло детям с ЗПР закреплять уже усвоенные простые навыки перед переходом к формированию более сложных;
  • комплексность усвоения материала обеспечила развитие психических процессов и мыслительной деятельности;
  • возможность индивидуализации обучения через адаптацию задании, исходя из уровня развития и интересов каждого ребенка;
  • повышение мотивации к обучению и достижению конечной цели через использование сказочных заданий, интересных визуальных материалов, игровых элементов и интерактивных заданий;
  •  возможность формирования навыков работы индивидуально, и в команде.

Таким образом, включение в коррекционно-образовательный процесс некоторых направлений работы, предлагаемых цифровой образовательной средой "ПиктоМир", позволяет формировать у дошкольников 5-6 лет с задержкой психического развития основ прединженерного мышления. Использование пиктограмм, схем и зарисовок в обучении детей с задержкой психического развития является эффективным методом, способствующим развитию их мышления и когнитивных функций. Визуальные инструменты помогают сделать информацию более доступной и понятной, что, в свою очередь, способствует лучшему усвоению материала и повышению мотивации к обучению.

Литература

  1. Кушниренко, А.Г. ПиктоМир: пропедевтика алгоритмического языка (опыт обучения программированию старших дошкольников) [Электронный ресурс] / Информационные технологии в образовании.
  2. Рогожкина, И.Б. ПиктоМир: дошкольное программирование как опыт продуктивной интеллектуальной деятельности.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить