Стабилизация эмоционального состояния дошкольника посредством релаксационных упражнений

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Машкина Надежда Сергеевна, педагог-психолог, МАДОУ "Детский сад № 3", Североуральск, Свердловская область

Современная повседневность заставляет человека все чаще и чаще испытывать тревогу, беспокойство. Состояние напряжения, возникающее под влиянием различных внешних воздействий, стало обыденным. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела.

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально.

Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. Почему-то принято считать, что методы релаксации показаны только взрослым, ведь объяснить ребёнку, что такое релаксация не просто. Поэтому релаксация детей дошкольного возраста требует особого взгляда и подхода.

Приемы релаксации в моей деятельности основаны на сознательном расслаблении мышц, путем специально подобранных игровых приемов. Каждое упражнение использует путь расслабления - через дыхание, напряжение, словесные образы. Дети выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Важно отметить, что ни один прием не приводит сразу же к максимальной релаксации.

Умение погрузиться в состояние расслабленности и покоя возникает после предварительного, продолжительного проведения(проигрывания) упражнений.

Для начала, важно объяснить детям, правила проведения релаксации "игры". Процесс обучения релаксации условно делится на три этапа.

На первом этапе (мышечная релаксация по контрасту с напряжением) необходимо объяснить детям, что такое поза покоя, описать необходимые действия. Интонация, медленный темп речи должны способствовать представлению приятных ощущений от расслабленности мышц, создавать представление об отдыхе спокойствии. Каждое занятие по релаксации начинается с позы покоя. Предполагается, что в конце первого этапа дети научатся расслаблять мышцы рук ног, шеи и живота.

На втором этапе (мышечная релаксация по представлению; внушение покоя и расслабленности) плавно переходим к расслаблению мышц речевого аппарата и формулам внушения, которые закрепляют ощущения расслабленности и спокойствия. Голос психолога негромкий, успокаивающий, речь - чёткая, неторопливая. После каждой строфы несколько удлиняются смысловые паузы. Внушение проходит наиболее эффективно, если сам психолог вызывает у себя те же ощущения, которых он добивается у детей. Выход из состояния релаксации должен быть всегда одинаковым и постепенным. Поэтому, особенно в первое время, следует напоминать детям: "Слушаем и выполняем точно, что горю я, никуда не торопимся". Последние фразы (выведение из состояния релаксации) произносятся бодро и чуть быстрее. К концу второго этапа вызываем у детей образное представление о расслабленности и спокойствии: прилагается вспомнить, как они лежали на травке, ощущали тепло лучей солнышка. Чтобы усилить состояние релаксации, в сеансе внушения вводится сравнение типа: "будто мы лежим на травке, на зелёной, мягкой травке…". Релаксация по представлению подводит ребёнка к тому, что со временем он сам сумеет расслабиться, успокоиться, то есть к возможности саморегуляции.

На третьем этапе (внушение мышечной и эмоциональной релаксации, введение формул правильной речи) расслабление по контрасту с напряжением исключается. Мышечная релаксация вызывается только внушением.

Повторяются уже известные детям и вводятся новые релаксационные упражнения.

Для более эффективного и быстрого снятия эмоционального напря-жения педагог может применить методику релаксации, то есть мышечного расслабления. Предполагается, что, расслабляя определенные группы мышц, можно добиться состояния психической стабильности, успокоения и отдыха. Релаксация достигается следующим образом: дети садятся в удобную позу, закрывают глаза, слегка опускают нижнюю челюсть, будто пытаются произнести звук "ы", стремятся расслабить все мышцы лица ("лицо релаксанта"), ни о чем не думать и вызвать у себя ощущение полного спокойствия.

Большинство детей правильно воспринимают упражнения по релаксации, так как в них есть элемент игры, и они быстро обучаются этой "непростой игре" - расслабляться (превращаться в "тряпочки"). Об этом позволяет судить внешний вид ребёнка: спокойное выражение лица, ровное ритмичное дыхание, вялые послушные руки, которые тяжело падают, у некоторых появление зевоты, сонливое состояние.

Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.

Комплекс занятий "Сон котёнка", состоящий из различных релаксационных упражнений, успешно реализуются мной с воспитанниками дошкольного учреждения. Занятия проводятся как в малых подгруппах, так и со всеми детьми группы одновременно, с детьми с ОВЗ индивидуально или в мини-группах. Продолжительность занятий 20-25 минут, в зависимости от возраста и нозологии детей. Для занятий необходимы игрушки, для визуализации и специально подобранная успокаивающая, оказывающая расслабляющее действие музыка.

В процессе проведения занятий формируются положительные эмоции и чувства, создается благоприятная психологическая атмосфера, происходит обучение детей и воспитателей способности самостоятельного снятия эмоционального и физического напряжения.

Вложения:
ФайлРазмер файла:
Скачать этот файл (Приложение1.pdf)Приложение1.pdf459 Кб

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить