Возможности сопровождения родителей детей раннего возраста в условиях ТОПМПК

Мезянкина Ксения Михайловна, педагог-психолог, ТОПМПК, Сухоложская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа, Сухой Лог

Возможности сопровождения родителей детей раннего возраста в условиях Территориальной областной психолого-педико-педагогической комиссии. Защита прав ребенка на охрану и укрепление здоровья, на свободное развитие в соответствии с индивидуальными возможностями уже с раннего возраста становятся сферой деятельности, в которой тесно переплетаются интересы родителей, медицинских работников, педагогов, психологов, различных социальных институтов, всего общества в целом.

С момента перехода Сухоложской психолого-медики-педагогической комиссии в статус областной отмечается стабильный рост обращений детей дошкольного возраста. Наряду с этим ранний возраст остается недостаточно охваченным.

Год

Дошкольный возраст

(% из числа обратившихся)

Ранний возраст

(% из числа обратившихся)

2006 61 (26%) 3 (1,3 %)
2007 80 (24%) 3 (0,9 %)
2008 127 (28%) 3 (0,7 %)
2009 130 (30%) 2 (0,5 %)
2010 166 (35%) 5 (1,1 %)

Основными причинами этого является:

  1. Недостаточная осведомленность родителей и педагогов, воспитывающих детей от года до 3-х лет, о функциях комиссии.
  2. До 2-х лет дети, как правило, воспитываются в домашних условиях и родители не своевременно обращают внимание на трудности ребенка.
  3. Позднее обращение в ТОПМПК (после 3-х лет), с целью поступления в специальное дошкольное учреждение по рекомендации медицинских служб.

Раннее психолого-педагогическое сопровождение – это новая область междисциплинарного знания, рассматривающая теоретические и практические основы комплексного обслуживания детей первых месяцев и лет жизни из групп медицинского, генетического и социального риска.

Необходимость создания службы раннего психолого-педагогического сопровождения в условиях ТОПМПК объясняется рядом причин:

  1. увеличение удельного веса перинатальных повреждений нервной системы в структуре детской заболеваемости; (ППЦНС, ММД, ППГМ и др.), патогенетическая роль ранних мозговых повреждений в биологической и социальной дезадаптации детей на последующих возрастных этапах;
  2. дошкольный и школьный периоды жизни ребенка педагогически более освоены, ранний же возраст преимущественно остается в ведении медиков, которые отслеживают здоровье детей, их физическое, соматическое благополучие, но не сенсорное, умственное и эмоциональное развитие;
  3. ранний возраст – сенситивный период целого ряда функций в психическом развитии ребенка, и характеризуется пластичностью нервной системы, что способствует положительной динамике и компенсации имеющихся нарушений;
  4. усиление гуманистических тенденций в обществе.

Анализ содержания консультативных приемов свидетельствует о том, что истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги: сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость, или напротив, агрессивность и гиперактивность детей, трудности в усвоении образовательной программы; лежат именно в раннем детстве.

Коррекция и компенсация этих деформаций в дошкольном и школьном возрасте представляет существенные трудности и требует значительно больших усилий и затрат, чем их предотвращение.
Сравнительные исследования зарубежных учёных показали, что систематическая ранняя медико-психолого-педагогическая помощь ребенка в условиях семьи, с привлечением родителей в процессе профилактической и коррекционной работы, позволяет вывести на новый качественный уровень не только сам процесс развития ребенка, но и в значительной мере определяет прогресс интеграции в общество человека с особенностями в развитии как равноправного члена.

На обслуживаемой территории действует более 50-ти дошкольных образовательных учреждений, из них порядка 20-ти реализуют программы компенсирующей направленности. Взаимодействие с образовательными учреждениями осуществляется преимущественно через соглашение с управлением образования.

Одной из задач в работе службы ранней помощи должно стать своевременное выявление детей, нуждающихся в более детальном изучении и помощи, с целью предупреждения вторичных дефектов и возможного неблагополучия в развитии и социализации ребенка в дальнейшем.

Семья в модели раннего сопровождения выступает реабилитационной структурой, изначально обладающей потенциальными возможностями к созданию максимально благоприятных условий для развития и воспитания ребенка. Особое внимание уделяется положительному влиянию близких на ребенка, созданию адекватных условий для его воспитания и обучения не только в образовательном учреждении, но и дома.

Закон об образовании предполагает, что раннее воспитание – дело родителей, однако педагогическая неосведомленность большинства родителей никак не способствует успешному развитию в домашних условиях.

Основная цель психолого-педагогической помощи семье в условиях ТО ПМПК состоит в необходимости формирования у родителей установок на готовность к положительным формам общения и взаимодействия со своим ребенком, в обучении родителей различным формам общения, в формировании навыков общения у родителей со своим ребенком и другими людьми.
В настоящее время эта помощь оказывается на консультативном уровне: индивидуальные и групповые консультации, семинары, круглые столы, информационный стенд, памятки, опросники, анкеты. В течение 2010 года были освещены темы:

  1. Развивающая среда детской комнаты.
  2. Игры и игрушки с года до трех.
  3. Чтоб красиво говорить, надо с пальцами дружить.
  4. Роль эмоционального климата семьи в воспитании детей раннего возраста.
  5. Подготовка ребенка к дошкольному учреждению.
  6. Возрастные возможности детей 2-ух, 3-ех лет
  7. Кризис 3-х лет.

С 2011 года планируется реализация проекта «Раннее сопровождение родителей», используя разные формы: методсоветы в эпикризный период, педагогический патронаж, практикумы для педагогов, мастер-классы, тренинги родительско-детских отношений, группы поддержки, дни открытых дверей, публикации в средствах массовой информации, анкетирование, клуб молодых родителей.


Планируемый результат работы с родителями:

  • могут наладить контакт со своим ребенком, проявляют заинтересованность и самостоятельность в его воспитании,
  • умеют наблюдать за ребенком, делать выводы о его развитии, замечать сложности,
  • умеют подобрать ему игрушки, адекватные возрасту, обыграть их, вовлечь ребенка в игру в соответствии с его возможностями, не отбив интереса;
  • умеют создать игровую ситуацию и с другими детьми;
  • владеют приемами передачи ребенку способов овладения общественным опытом.

Считаем, что правильно и своевременно построенная деятельность родителей может оказывать влияние на формирование мотивационно-личностных установок ребенка, способствовать профилактике отставаний в развитии, появлении вторичных дефектов.

Литература 
1. Баранова М.Л. Справочник руководителя дошкольного образовательного учреждения. Организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
2. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. / Под ред. Н.В. Серебряковой. – СПб.: Каро, 2005.
3. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М.: Владос, 2002.
4. Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет. – СПб.: Детство пресс, 2005.
5. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2007.

  • 00001
  • 00002
  • 00003

 

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин