Мезянкина Ксения Михайловна, педагог-психолог, ТОПМПК, Сухоложская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа, Сухой Лог
Возможности сопровождения родителей детей раннего возраста в условиях Территориальной областной психолого-педико-педагогической комиссии. Защита прав ребенка на охрану и укрепление здоровья, на свободное развитие в соответствии с индивидуальными возможностями уже с раннего возраста становятся сферой деятельности, в которой тесно переплетаются интересы родителей, медицинских работников, педагогов, психологов, различных социальных институтов, всего общества в целом.
С момента перехода Сухоложской психолого-медики-педагогической комиссии в статус областной отмечается стабильный рост обращений детей дошкольного возраста. Наряду с этим ранний возраст остается недостаточно охваченным.
Год |
Дошкольный возраст (% из числа обратившихся) |
Ранний возраст (% из числа обратившихся) |
2006 | 61 (26%) | 3 (1,3 %) |
2007 | 80 (24%) | 3 (0,9 %) |
2008 | 127 (28%) | 3 (0,7 %) |
2009 | 130 (30%) | 2 (0,5 %) |
2010 | 166 (35%) | 5 (1,1 %) |
Основными причинами этого является:
- Недостаточная осведомленность родителей и педагогов, воспитывающих детей от года до 3-х лет, о функциях комиссии.
- До 2-х лет дети, как правило, воспитываются в домашних условиях и родители не своевременно обращают внимание на трудности ребенка.
- Позднее обращение в ТОПМПК (после 3-х лет), с целью поступления в специальное дошкольное учреждение по рекомендации медицинских служб.
Раннее психолого-педагогическое сопровождение – это новая область междисциплинарного знания, рассматривающая теоретические и практические основы комплексного обслуживания детей первых месяцев и лет жизни из групп медицинского, генетического и социального риска.
Необходимость создания службы раннего психолого-педагогического сопровождения в условиях ТОПМПК объясняется рядом причин:
- увеличение удельного веса перинатальных повреждений нервной системы в структуре детской заболеваемости; (ППЦНС, ММД, ППГМ и др.), патогенетическая роль ранних мозговых повреждений в биологической и социальной дезадаптации детей на последующих возрастных этапах;
- дошкольный и школьный периоды жизни ребенка педагогически более освоены, ранний же возраст преимущественно остается в ведении медиков, которые отслеживают здоровье детей, их физическое, соматическое благополучие, но не сенсорное, умственное и эмоциональное развитие;
- ранний возраст – сенситивный период целого ряда функций в психическом развитии ребенка, и характеризуется пластичностью нервной системы, что способствует положительной динамике и компенсации имеющихся нарушений;
- усиление гуманистических тенденций в обществе.
Анализ содержания консультативных приемов свидетельствует о том, что истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги: сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость, или напротив, агрессивность и гиперактивность детей, трудности в усвоении образовательной программы; лежат именно в раннем детстве.
Коррекция и компенсация этих деформаций в дошкольном и школьном возрасте представляет существенные трудности и требует значительно больших усилий и затрат, чем их предотвращение.
Сравнительные исследования зарубежных учёных показали, что систематическая ранняя медико-психолого-педагогическая помощь ребенка в условиях семьи, с привлечением родителей в процессе профилактической и коррекционной работы, позволяет вывести на новый качественный уровень не только сам процесс развития ребенка, но и в значительной мере определяет прогресс интеграции в общество человека с особенностями в развитии как равноправного члена.
На обслуживаемой территории действует более 50-ти дошкольных образовательных учреждений, из них порядка 20-ти реализуют программы компенсирующей направленности. Взаимодействие с образовательными учреждениями осуществляется преимущественно через соглашение с управлением образования.
Одной из задач в работе службы ранней помощи должно стать своевременное выявление детей, нуждающихся в более детальном изучении и помощи, с целью предупреждения вторичных дефектов и возможного неблагополучия в развитии и социализации ребенка в дальнейшем.
Семья в модели раннего сопровождения выступает реабилитационной структурой, изначально обладающей потенциальными возможностями к созданию максимально благоприятных условий для развития и воспитания ребенка. Особое внимание уделяется положительному влиянию близких на ребенка, созданию адекватных условий для его воспитания и обучения не только в образовательном учреждении, но и дома.
Закон об образовании предполагает, что раннее воспитание – дело родителей, однако педагогическая неосведомленность большинства родителей никак не способствует успешному развитию в домашних условиях.
Основная цель психолого-педагогической помощи семье в условиях ТО ПМПК состоит в необходимости формирования у родителей установок на готовность к положительным формам общения и взаимодействия со своим ребенком, в обучении родителей различным формам общения, в формировании навыков общения у родителей со своим ребенком и другими людьми.
В настоящее время эта помощь оказывается на консультативном уровне: индивидуальные и групповые консультации, семинары, круглые столы, информационный стенд, памятки, опросники, анкеты. В течение 2010 года были освещены темы:
- Развивающая среда детской комнаты.
- Игры и игрушки с года до трех.
- Чтоб красиво говорить, надо с пальцами дружить.
- Роль эмоционального климата семьи в воспитании детей раннего возраста.
- Подготовка ребенка к дошкольному учреждению.
- Возрастные возможности детей 2-ух, 3-ех лет
- Кризис 3-х лет.
С 2011 года планируется реализация проекта «Раннее сопровождение родителей», используя разные формы: методсоветы в эпикризный период, педагогический патронаж, практикумы для педагогов, мастер-классы, тренинги родительско-детских отношений, группы поддержки, дни открытых дверей, публикации в средствах массовой информации, анкетирование, клуб молодых родителей.
Планируемый результат работы с родителями:
- могут наладить контакт со своим ребенком, проявляют заинтересованность и самостоятельность в его воспитании,
- умеют наблюдать за ребенком, делать выводы о его развитии, замечать сложности,
- умеют подобрать ему игрушки, адекватные возрасту, обыграть их, вовлечь ребенка в игру в соответствии с его возможностями, не отбив интереса;
- умеют создать игровую ситуацию и с другими детьми;
- владеют приемами передачи ребенку способов овладения общественным опытом.
Считаем, что правильно и своевременно построенная деятельность родителей может оказывать влияние на формирование мотивационно-личностных установок ребенка, способствовать профилактике отставаний в развитии, появлении вторичных дефектов.
Литература
1. Баранова М.Л. Справочник руководителя дошкольного образовательного учреждения. Организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
2. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. / Под ред. Н.В. Серебряковой. – СПб.: Каро, 2005.
3. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М.: Владос, 2002.
4. Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет. – СПб.: Детство пресс, 2005.
5. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2007.