Дифференциация звуков и букв "с" и "ш", "ч" и "щ" для учащихся 3 класса с ЗПР

Петрова Елена Геннадьевна, учитель-логопед, I квалификационная категория, "Новоуральская СКОШ № 59"

Пояснительная записка к методической разработке занятия по теме: "Дифференциация звуков и букв "с" и "ш", "ч" и "щ" для учащихся 3 класса с ЗПР".

Методическая разработка занятия по теме «Дифференциация звуков и букв «с» и «ш», «ч» и «щ» для учащихся 3 класса с ЗПР составлена в соответствии с коррекционно-развивающей программой дополнительного образования «Логопедия», составитель Петрова Елена Геннадьевна (программа утверждена на ГМО учителей – логопедов г. Новоуральска в 2007 году). При составлении программы использованы научно-методические разработки и рекомендации ведущих специалистов дефектологии и логопедии О.В.Елецкой, Л.Н.Ефименковой, Г.Т.Мисаренко, Л.Н.Козыревой.

Согласно требованиям Инструктивно-методического письма о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе (Ястребова А.В. и Бессонова Т.П.М.; 1996 г.) коррекционно-развивающая образовательная программа создана с целью освоения учащимися начальной школы Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (Начальная школа. Русский язык, литературное чтение). Программа направлена на преодоление речевых расстройств (нарушений фонетико-фонематического, лексико-грамматического строя устной и письменной речи) учащихся 7-10 лет с ЗПР. В соответствии с типом речевого расстройства занятия проводятся 2-3 раза в неделю, 68-105 часов в год.

Одним из речевых нарушений учащихся начальной школы с ЗПР является артикуляторно-фонематическая дисграфия, в основе которой лежит нарушение иннервации двигательного акта, что приводит в результате к несформированности фонетико-фонематического восприятия и связанного с ним анализа и синтеза слов. На письме это выражается в виде смешения, замены, пропуска, перестановки букв, а также неумения правильно применять при письме некоторые грамматические правила. Для коррекции артикуляторно-фонематической дисграфии, обусловленной общим недоразвитием речи (далее ОНР) , в 3 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год. Продолжительность коррекционно-развивающих занятий детей с нарушением чтения и письма, обусловленным ОНР зависит от степени выраженности речевого дефекта от одного полугодия до целого учебного года.

Сценарий занятия «Дифференциация звуков и букв «с» и «ш», «ч» и «щ» составлен с опорой на группу учащихся 3 класса с ОНР (IIIур) с нормативной наполняемостью (2-3 человека), имеющих ЗПР . 
Целью данной методической разработки является обобщение опыта работы по преодолению дисграфии, в частности, умения дифференцировать звуки и буквы, имеющие артикуляторно-фонематическое сходство, а именно: «с»-«ш», «ч»-«щ» с обучающимися 8-9 лет. Занятие направлено на развитие фонематических процессов (восприятие, анализ, представления), умения правильно обозначать звуки буквами, обогащение словарного запаса учащихся, на развитие их познавательного интереса.

Результатом апробации коррекционной работы в течение 3-х лет по данному разделу программы стала нормализация фонематических процессов, упорядочение представлений о звуках и буквах, имеющих артикуляционное сходство, умение в практической деятельности применять полученные знания, улучшение качества письменной речи, как средства самовыражения.
Актуальность методической разработки определяется возможностью учащихся тренировать способность к рефлексии собственной деятельности. Особенность и новизна разработки состоит в выборе приемов, направленных на диагностику и контроль умения различать сходные по артикуляционным признакам звуки и буквы. Для контроля состояния уровня речи детей-логопатов и выявления динамики их речевого развития, используется «Диагностика речевых нарушений» Т.А.Фотековой и Т.В.Ахутиной. С целью выявления глубины и прочности усвоения учебного материала в течение всего учебного года используются контрольные и тестовые задания, разработанные ведущим специалистом дефектологии и логопедии Л.М.Козыревой.

Содержание представленной темы реализуется с опорой на деятельностный метод обучения, способствующий формированию когнитивных форм мышления детей, развитию коммуникативных и деятельностных способностей, рефлексивной самоорганизации – всему тому, что составляет ценность современного образования.

Обучение в технологии деятельностного метода не только делает занятия интересными, а усвоение знаний успешным, но и помогает детям приобрести опыт деятельности в обучении, готовит учащихся к использованию усвоенных знаний, умений и способов деятельности в реальной жизни для решения практических задач – формирует ключевые компетенции. Каждому занятию в технологии деятельностного метода соответствует определённый алгоритм проведения
Занятие имеет следующую структуру:

  1. Самоопределение к учебной деятельности.
  2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в собственной деятельности.
  3. Локализация затруднений.
  4. Построение проекта выхода из затруднений.
  5. Обобщение затруднений во внешней речи.
  6. Самостоятельная работа с самопроверкой (по образцу и опорной схеме).
  7. Включение в систему знаний и повторение.
  8. Рефлексия деятельности.
  9. В результате изучения темы учащиеся умеют распознавать сходные и отличительные признаки звуков и букв «с» и «ш», «ч» и «щ», правильно обозначать изучаемые звуки буквами в практических и письменных работах. У учащихся сформирован активный интерес к изучаемой теме, идёт обогащение словарного запаса, продолжается развитие коммуникативных умений и навыков.
  10. Методическая разработка включает разделы:
    1. Пояснительная записка.
    2. Приложение:
    • методическая разработка занятия «рефлексии» по теме «Дифференциация звуков и букв «с» и «ш», «ч» и «щ».
    • дидактические материалы необходимые для проведения занятия.
    • список литературы.

Скачать методическую разработку >>>

  • 00001
  • 00002
  • 00003

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин