Особенности работы учителя-логопеда в 1 классе для детей с тяжелыми нарушениями речи

Евдокимов Сергей Владимирович, учитель-логопед, I квалификационная категория, "Новоуралькая СКОШ № 59"

Данные, приведенные в публичном докладе территориальной областной психолого-медико-педагогической комиссии, подтверждают мои наблюдения о том, что число детей, имеющих тяжёлые нарушения речи, возрастает. Анализируя заключения обследования речи учащихся, поступивших в школу в предыдущие годы, с сожалением отмечаю, что происходят изменения в сторону ухудшения состояния речевого развития. У учащихся, обучавшихся в школе с 2004-2009гг. превалирующим речевым заключением было: ОНР III уровня, у ребёнка со стёртой формой дизартрии, как правило имелись нарушения письма и чтения. В этом году, обследуя детей 1 класса, отмечаю, что общее недоразвитие речи имеет разброс от II до III уровня, и отягощёно как сенсомоторной алалией, кондуктивной тугоухостью, пост операционным состоянием после кохлеарной имплантации, так и дизартрией тяжёлой степени выраженности.

Это основной контингент детей в моём 1 классе. Что делать? С чего начать? Необходимо было создать единую речевую среду в классе, в школе, вне школы и дома! Для этого учителем-логопедом проводится постоянная разъяснительная работа с учителями, работающими в классе о том, как надо говорить чётко, в спокойном темпе, обращаясь к детям демонстрировать правильную красивую артикуляцию. В моем классе педагоги имеют доступ к логопедической литературе, находящейся в логопедическом кабинете. Этот важный аспект позволяет вести дискуссии по возникшим проблемам на более профессиональном и грамотном языке.

В 2011-2012 учебном году у меня изменился график работы – я провожу свои занятия после завершения уроков. Считаю, что это спорный подход к вопросу организации коррекции тех или иных нарушений. Самая продуктивная деятельность у наших детей, как показывает практика, с 9.00 до 12.00. Во второй половине дня у учащихся падает работоспособность, сконцентрировать внимание у детей становится гораздо труднее. Работа во второй половине дня осложняется тем, что некоторые дети уходят из школы после окончания уроков по записке родителей, кто-то посещает кружки и секции.

В этой ситуации пытаюсь выработать правильную стратегию работы.

Во-первых, я нахожусь в постоянном контакте с родителями, которые забирают детей из школы. На каждом родительском собрании, в предыдущие годы, я акцентировал внимание на тот факт, что в цепочке «ребенок – логопед - учитель – родители» – самым слабым и ненадежным звеном являются родители. Сегодня пытаюсь изменить ситуацию, и меня радует, что у родителей есть интерес к моей деятельности, у них появляются вопросы, и я могу провести консультацию и имею уникальную возможность подключить родителей к коррекционному процессу и сотрудничеству. У меня появляется возможность разъяснения терминов, используемых в моей работе, объяснение выполнения домашнего задания, убеждения родителей в необходимости закрепления пройденного материала дома. Родители могут присутствовать на занятиях, видеть работу своего ребенка в группе, получить ответы на различные вопросы.

Во-вторых, мой график работы совпадает с графиком работы воспитателя группы продлённого дня. У воспитателей есть своя программа работы с учащимися и свой график посещения музеев, клубов и театров. Лишить ребёнка, оставив его на своих занятиях, возможности со всем классом посетить то или иное мероприятие было бы неправильно (у учащихся и без этого отмечается низкая мотивация к обучению). Поэтому, в качестве эксперимента, для создания единой речевой среды, решил совместно с учащимися изредка посещать эти мероприятия. Тем самым, свои требования к речи детей я переношу из стен своего кабинета, из школы в повседневную жизнь ребёнка.

Существует ещё одна проблема, которая, на мой взгляд, объективна. В школу приходит всё больше детей, неохваченных логопедическими занятиями в условиях ДОУ. У них, как правило, нарушены все группы звуков, не развита артикуляционная моторика, не сформировано фонематическое восприятие, нет навыка работы с учителем-логопедом. Всё это препятствует достижению основной цели моей деятельности - устранение речевого дефекта и предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием. Приходится тратить время на подготовительную работу. Существенной особенностью работы является тот момент, что все учащиеся должны уметь правильно произносить намеченные к изучению звуки. Таким образом, к концу октября, когда мы изучаем [C],[Ш], [Л], [Р], все эти звуки должны быть не только поставлены, но и должны правильно произноситься у всех учащихся. (Исключение могут составлять дети с ринолалией и тяжелой степенью дизартрии). Это объемная и трудная работа, в которой я опираюсь на следующие принципы моей рабочей программы:

  1. Принцип динамичности восприятия.
    Предполагает организацию учебного процесса по степени нарастающей сложности. Это последовательная смена заданий и упражнений, в ходе которой увеличивается количество работающих анализаторов.
  2. Принцип продуктивной обработки информации.
    Это создание условий, в ходе которых у детей развивается навык переноса только что полученных способов обработки информации на своё индивидуальное задание.
  3. Принцип развития коррекции высших психических функций.
    Предполагает включение в занятие специально разработанных упражнений, которые предусматривают исправление или развитие какой-то конкретной операции, одной психической функции (например, коррекция памяти; внимания).
  4. Принцип мотивации к учению.
    Предполагает организацию учебно-воспитательного процесса таким образом, чтобы дети хотели работать с педагогом.

Начинаем с артикуляционной гимнастики. Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Закрепление любого навыка требует систематического повторения действия, поэтому артикуляционная гимнастика проводиться ежедневно, чтобы вырабатываемые двигательные навыки становились более прочными.

А далее, в коррекционной работе идём, опираясь на сохранное, от простого к сложному, с постоянным возвращением к изученному. Так, в работе с одной ученицей, имеющей состояние реабилитации после кохлеарной имплантации, подключаем зрительный и тактильный анализаторы. Каждое новое слово, вводимое в лексикон, мы многократно прочитываем, отхлапываем, соотносим с картинкой. Примерно по такой же схеме идёт работа с учащимися, имеющими сенсомоторную алалию.

Практически весь период обучения в первом классе, помимо развития фонематического восприятия, коррекции звукопроизношения, обогащения словаря, уделяю звукобуквенному анализу и синтезу. Так как из опыта работы абсолютно уверен, что специфические ошибки письма, связанные с затруднениями при анализе речевого потока, исчезнут только тогда, когда ребенок полностью овладеет навыками звукобуквенного анализа слова, научиться правильно представлять себе звукобуквенную структуру каждого слова, сравнивать и сопоставлять сходные и различные признаки звуков и букв. Вот тогда для ошибок больше не останется места.

Каждое фронтальное или групповое занятие проводится по следующему плану:

  1. Организационный момент.
    Цель этапа:
    - создание мотивации детей к деятельности на занятии;
    - постановка проблемы.
  2. Сообщение темы занятия.
    Цель этапа:
    - цель занятия должна стать целью деятельности, поведения детей;
    - «расшифровка» темы занятия, постановка познавательных задач.
  3. Актуализация опорных знаний и представлений.
    Цель этапа:
    - совместная деятельность педагога и детей по максимальному включению в работу всех анализаторов (индивидуальный подход к каждому ребенку).
  4. Изучение нового материала.
    Цель этапа:
    - развитие у ребенка навыков самоконтроля за тем как он воспринимает материал (постепенный переход от внешнего контроля педагога, взаимоконтроля учащихся, к самоконтролю).
  5. Закрепление материала.
    Цель этапа:
    - развитие навыков самоконтроля, самооценки за собственной деятельностью ребенка (постепенный переход от внешнего контроля, оценки педагога, взаимоконтроля и оценки учащихся, к самоконтролю и самооценке).

Считаю, что выстроенная мною система работы, апробированная в прежние годы и в прежних условиях, приносящая хорошие результаты, даст положительные результаты и в нынешних условиях.

Скачать презентацию >>>

  • 00001
  • 00002
  • 00003
  • 00004
  • 00005
  • 00006
  • 00007
  • 00008
  • 00009
  • 00010
  • 00011
  • 00012
  • 00013
  • 00014

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин