Создание модели единого речевого пространства в классе детей с тяжелыми нарушениями речи

Евдокимов Сергей Владимирович, учитель-логопед "Новоуральской СКОШ № 59", победитель конкурса на соискание премии Губернатора Свердловской области 2012 года

Актуальность создания модели единого речевого пространства появилась в нашем образовательном учреждении в сентябре 2004 года, когда открылся класс для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Устранение речевого дефекта, препятствующего успешному усвоению школьных знаний и предупреждение возможных трудностей в обучении, обусловленных речевым недоразвитием, является целью деятельности учителя – логопеда, работающего с детьми, имеющими тяжёлое нарушение речи. В связи с этим передо мной встала проблема организации оптимальных условий для полноценного речевого развития учащихся. Одним из направлений решения данной проблемы становится создание модели единого речевого пространства для учащихся.

Создаваемая модель включает в себя:

  • участников коррекционно-образовательного процесса;
  • предъявляемые требования к речи педагогов и учащихся;
  • организацию работы с родителями;
  • планируемые результаты.

Участники коррекционно–образовательного процесса

Практика показала, что только при организации комплексного взаимодействия всех специалистов образовательного учреждения, наличия у них заинтересованности в создании условий для гармоничного языкового и речевого развития учащихся, мы сможем добиться поставленной цели.

Наше образовательное учреждение реализует модель школы полного дня. Поэтому, помимо специалистов, учителей, воспитателей, в коррекционно-образовательный процесс подключаются педагоги дополнительного образования, работающие вне школы.

В предыдущие годы, мы с коллегами проводили семинары для учителей, воспитателей ГПД, на которых объясняли особенности речи детей с ТНР, вырабатывали требования к речи педагогов и учащихся. Систематичность проведения этих семинаров, грамотно подобранная тематика руководителя школьного методического объединения учителей – логопедов, актуальность вопросов – всё это дало положительные результаты. Учителя, проводя свои уроки, стали учитывать индивидуальные особенности учащихся, обращать внимание на правильность звукопроизношения, стали более требовательно относиться к своей речи и к речи учащихся.

Разъяснительная работа с воспитателями ГПД и педагогами дополнительного образования проводилась преимущественно в практической плоскости. Как я уже отмечал на прошлом семинаре, мой график работы совпадает с графиком работы воспитателя группы продлённого дня. И в этом учебном году, для создания единой речевой среды, решил совместно с учащимися посещать внешкольные мероприятия, то есть продолжить работу по переносу своих требований к речи детей из стен своего кабинета, из школы в повседневную жизнь ребёнка. А воспитателю и педагогу доп. образования я объясняю, почему нужно делать именно так, а не иначе. Конечно, на это ушло немало времени. Как объяснить воспитателю, что помимо соблюдения режимных моментов нужно ещё и контролировать звукопроизношение? Но всё же мы выработали негласное правило, что работа с детьми, имеющими тяжёлое нарушение речи – это "командная игра". И если кто – то "играет" не в полную силу, победы мы не добьёмся!

Предъявляемые требования к речи педагогов и учащихся

Как известно, для развития речи ребенка большое значение имеет наличие в его ближайшем окружении правильных речевых образцов.

В связи с этим нами разработаны критерии к речи:

  • речь педагога должна быть правильной, чистой, эмоционально выразительной (речь взрослых является образцом для подражания детей),
  • в различных ситуациях общения педагоги должны знать и учитывать индивидуальные особенности каждого ученика.

Важным моментом создания оптимальных условий правильного речевого развития учащихся является формирование, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей единых требований к речи детей. Многие мои коллеги согласятся с тем, что процесс самоконтроля и саморегуляции у наших детей зачастую снижен. Поэтому необходим постоянный контроль за правильностью речи детей со стороны всех сотрудников школы и других учеников. Учащиеся, у которых поставленный звук находится на этапе автоматизации в речи, носят значок "Я дружу со звуком …", а педагогу, в соответствии с нашей договорённостью, необходимо контролировать и поправлять учащихся.

Организация работы с родителями

Не допустить дистанцирования от родителей, постоянно держать их в курсе дел, не ждать родительского собрания для обозначения возникших проблем – приоритетные задачи в работе с родителями. Только постоянный контакт! Встречаясь с родителями, во – первых, мне приходится объяснять, что процесс коррекции звукопроизношения – это длительный и кропотливый процесс, требующий системности, а во – вторых, я решил для себя, что не дам родителям спокойно сидеть в коридоре, ожидая окончания занятия. Я решил подключить их к сотрудничеству.

И вот тут начинается самая интересная, но в то же время трудная часть работы. Мы садимся втроём перед зеркалом и начинаем делать упражнения совместно! Когда подключаешь родителей к этому процессу, а не даёшь им скучать в коридоре, даёшь задание всей семье, а на следующем занятии спрашиваешь об успехах или неудачах – всё это приводит к тому, что моя роль как логопеда уходит постепенно на второй план. Я только даю направление, в котором нужно двигаться, даю рекомендации родителям, на что обратить внимание. Считаю, что это направление правильное, так как ребёнок большую часть времени проводит дома.

К сожалению, не все родители чувствуют ответственность за воспитание и развитие своего ребёнка. В таких случаях процесс коррекции растягивается на более длительный период.

Планируемые результаты

В этом разделе я бы хотел уделить внимание "портрету выпускника" класса для детей с ТНР. Для этого предлагаю вернуться к цели, которую я ставлю перед собой (см. выше). Смогли ли мы с помощью созданной модели устранить речевой дефект, который препятствовал успешному усвоению школьных знаний? Сможет ли выпускник продолжать учёбу в общеобразовательных классах? Сможет ли ребёнок без психологической травмы влиться в новый коллектив и занять в нём достойное место?

В связи с этим к выпускникам предъявляются следующие требования:

  • преодоление речевого недоразвития и связанных с ним особенностей психического развития;
  • сформированная мотивация к обучению и познанию;
  • сформированное умение слушать и слышать собеседника, умение обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
  • умение вести диалог;
  • применять приемы саморегуляции и регуляции речи в процессе коммуникативных ситуаций;
  • способность активно участвовать в общественной жизни, и реализовывать свои познавательные и социальные потребности, овладеть приемами разрешения конфликтных ситуаций.

На практике данная модель начала работать с сентября 2007 года. Поэтому можно уже судить о жизнеспособности этой системы. В марте 2011 года специалистами ТО ПМПК были обследованы выпускники 4 класса для детей с ТНР. По результатам обследования все учащиеся были выписаны в общеобразовательные классы. А разве не этого мы хотели добиться? Выпускники успешно адаптируются к школьному обучению в общеобразовательных классах других школ, что подтверждается на ежегодных семинарах по вопросу преемственности.

Анализируя звукопроизношение моих учеников, обучающихся уже во втором классе для детей с ТНР, с удовлетворением отмечаю, что у 7 учащихся (58,3%) звуки поставлены и автоматизированы в речи, у 5 учащихся (41,7%) поставленные звуки находятся на этапе автоматизации в речи.

В заключении я хочу отметить, что данная модель не является статичной или застывшей. Безусловно, что-то будет корректироваться, изменяться, добавляться. Поэтому очень надеюсь на ваши комментарии и предложения.

  • picture-01
  • picture-02
  • picture-03
  • picture-04
  • picture-05
  • picture-06
  • picture-07
  • picture-08

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин