Создание проблемных ситуаций на логопедических занятиях с детьми с ЗПР

Петрова Елена Геннадьевна, учитель-логопед, "Новоуральская СКОШ № 59"

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как "научить учиться".

Теперь в начальной школе ребенка должны научить: не только читать, считать, писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений:

  • 1 группа - это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться
  • 2 группа – это формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

В основу нового стандарта образования положен системно-деятельностный подход, базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и отвечающий на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы.

Системно-деятельностный подход включает в себя базовые образовательные технологии. Одна из них - обучение на основе "проблемных ситуаций" или проблемно-диалогическая технология обучения, разработанная Е. Л. Мельниковой. Эта технология прежде всего формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога – коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. – познавательных. В соответствии с данной технологией на уроке введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения.

Еще Сократ говорил о том, что научить человека играть на флейте можно только в том случае, когда он сам будет на ней играть. Следовательно, поставить учебную проблему - значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос, исследование ответа на который выведет на тему урока. Итак, проблемный урок, как и в научном творчестве, должен начинаться с проблемной ситуации, а она возникает, если у детей появилось эмоциональное переживание: удивление, недоуменные взгляды на учителя и т. д., но возникает эмоциональное переживание в определенный момент урока - при столкновении с противоречием. По реакции детей проблемные ситуации делят на две группы: "с удивлением» и « с затруднением".

В основу проблемных ситуаций с удивлением можно заложить разные противоречия. Первое - противоречие между двумя (или более) положениями.

Создается с помощью приема № 1, в котором учитель одновременно предъявляет детям противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.

Итак, приведу пример создания проблемной ситуации на этапе введения нового материала. Прежде хотелось бы уточнить: на данном этапе тема занятия не называется. Здесь она указывается лишь для ориентации читателей.

Логопедическое занятие во 2 классе по теме: "Многозначные слова".

По заданию логопеда ученики зачитывают текст, в котором сквозные сказочные герои споря ведут диалог:
Незнайка: Слово ключ имеет одно значение.
Знайка: Нет слово ключ имеет четыре значения.

Данный фрагмент занятия показывает как логопед одновременно предъявляет детям взаимоисключающие точки зрения. Ученики удивлены (возникновение проблемной ситуации).

Прием 2 предполагает столкновение разных мнений самих учащихся, а не чьих-то чужих точек зрения. Для этого детям предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате разброс мнений обычно вызывает у школьников реакцию удивления.

Логопедическое занятие в 1 классе по теме: «Ударение».
На доске слово "кружки".
Логопед: Нарисуйте предметы на это слово.(практическое задание)
Рисунки оказались разными.
Отличия в рисунках вызывают реакцию удивления (возникновение проблемной ситуации).

Логопедическое занятие во 2 классе по теме: "Безударные гласные в корне слова".
Даны слова с пропущенными безударными гласными в корне. Логопед дает задание вставить пропущенные буквы в слова. У некоторых детей вставленные буквы разные. Реакция удивления (возникновение проблемной ситуации).

Приемы 1 и 2 создают противоречие между двумя (или более) положениями.

Прием 3 основан на противоречии между житейским, т. е. ограниченным и даже ошибочным, представлением учеников и научным фактом. Выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2) сообщением, экспериментом или наглядностью предъявляет научный факт.

Логопедическое занятие в 1 классе по теме: "Твердые и мягкие согласные звуки".

Логопед

Ученики

Произнесите звук [м]

Губы

Какая преграда выдыхаемой воздушной струе?

Тоже губы

Произнесите звук [м’]

Какая преграда выдыхаемой воздушной струе?

Преграды одинаковые или разные? (вопрос на ошибку)

Одинаковые (ошибка обнажающая житейское представление о том, что у парных по твердости-мягкости согласных звуков преграда выдыхаемой воздушной струе одинаковая)

Проверим. Возьмите зеркала. Произнесите снова звуки [м] и [м’], определите разницу в положении губ.

(предъявление научного факта)

При произнесении звука [м’] губы сильнее растягиваются в улыбке. Реакция удивления (возникновение проблемной ситуации)

Итак, на основании разработанной Е.Л. Мельниковой технологии проблемного обучения рассмотрены несколько приемов создания проблемной ситуации с удивлением. Следующий тип проблемных ситуаций - с затруднением. В их основе лежит одно-единственное противоречие - между необходимостью выполнить задание учителя и невозможностью это сделать. Создают данное противоречие сразу три приема. Сходство приемов 4,5,6 в том, что детям дается практическое задание на новый материал, с которым ребята не могут справиться. Различие заключается в том, какое это задание. Здесь хотелось бы отметить, что «новый материал» на логопедических занятиях понятие относительное, т.к. давать действительно новую тему мы не можем. Их первоначально проходят на уроках в классе. Но с другой стороны к нам на занятия приходят ученики у которых есть проблемы в усвоении норм родного языка (фонетики, лексики, грамматики), обусловленные патологией речевого развития Поэтому можно рассматривать прохождение некоторых тем как относительно новый ( недостаточно усвоенный) для ребят материал.

Прием 4 самый простой: учитель дает задание, не выполнимое вообще, в принципе.

Логопедическое занятие во 2 классе по теме: « Предлоги».
Дано словосочетание в котором, раскрыв скобки, необходимо выбрать нужный предлог. Например: бежит (в, под) дороге (практическое задание, не выполнимое вообще). Учащиеся испытывают затруднение (возникновение проблемной ситуации).
Логопедическое занятие в 3 классе по теме: «Неизменяемые существительные».
Логопед дает задание: слова радио, кофе, бензин поставить во множественное число и, наоборот, слова ножницы, шахматы, именины в единственное (практическое задание, не выполнимое вообще). Учащиеся испытывают затруднение (возникновение проблемной ситуации).

Прием 5 состоит в том, что учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т. е. задание, не похожее на все предыдущие. Не зная способа выполнения нового задания, ученики испытывают затруднение.

Логопедическое занятие в 3 классе по теме: «Средний род существительных».
Логопед дает задание слова соль, берег, ручка, день записать в два столбика, где в первом слова мужского рода, а во втором слова женского рода. Ребята справляются с заданием, т.к. потренировались в употреблении слов мужского и женского рода. Далее логопед открывает еще два слова: озеро, окно и также просит записать их в два столбика. Поскольку у детей встречаются ошибки при употреблении слов в нужном роде, они в затруднении (возникновение проблемной ситуации).

И, наконец, прием 6. Выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учитель дает практическое задание, похожее на предыдущие. Затем (шаг 2) учитель должен аргументировано доказать, что задание школьниками все-таки не выполнено. После чего у ребят и возникает требуемое замешательство.

Логопедическое занятие в 1 классе по теме: «Знаки препинания в конце предложения ( вопросительный и восклицательный знаки).
На карточках написан текст: Паша и Коля шли по лесу Паша ты видишь змею не трогай её. Логопед дает задание найти предложения, расставить знаки препинания (практическое задание сходное с выполняемым ранее).  Дети ставят точки (выполняют задание, применив известный способ). Далее логопед просит прочитать первое предложение. Уточняют, что в предложении интонация повествования значит надо ставить точку. Читают второе, третье предложения и выясняют, что в них вопросительные и восклицательные интонации, значит точки ставить нельзя (логопед доказывает, что задание не выполнено, ученики осознают это, реакция затруднения, возникновение проблемной ситуации).

Мы поднялись на одну маленькую ступеньку в непростом деле изучения метода проблемно-диалогового обучения, но и этот шаг был важен, так как я уверена старый репродуктивный стиль обучения уходит в прошлое, а новые привлекают и учеников и учителей, т.к. дети учатся не боятся совершать ошибки, учатся их осознавать, исправлять и саморазвиваться .

Литература

  1. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2006.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373.
  • picture-01
  • picture-02
  • picture-03

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин