Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка и чтения

Безгодова Марина Сергеевна, учитель, "Нижнетагильская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 15"

В преподавании любого предмета важна его связь с другими учебными дисциплинами, их взаимообогащение.

 

В последнее время уделяется особое внимание интегрированному обучению. Интегрированные уроки призваны открыть для детей с ограниченными возможностями здоровья мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Поэтому интегрированное обучение целесообразно строить на объединении близких областей знаний. Учитывая возрастные особенности при организации интегрированного обучения, появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, науки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности детей с ОВЗ и формированию его творческого мышления.

Значение интегрированных уроков велико. Они положительно влияют на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся. Содержание их, обучающая деятельность учителя обращена к личности ученика. Эти уроки способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов детей с ОВЗ, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным областям науки.

Эта цель достигается через решение следующих задач:

  • создание у ребенка широкого яркого представления о мире, в котором он живет;
  • развитие творческих качеств, способностей самостоятельно мыслить;
  • формирование у школьников коммуникативных качеств, нравственных ценностей;
  • развитие личностных качеств: доброты, чуткости, умение сопереживать, самоуважения.

Для достижения поставленных задач я использую разнообразные формы организации уроков и занятий (урок-лекция, урок-викторина, урок-защита рефератов, урок-сказка), различные средства (художественная литература, изобразительное искусство, музыка, киноискусство), а также способы стимулирования и поддержания стимуляции. Прекрасным материалом для этой деятельности могут служить произведения из уроков литературного чтения. Включаемые в интегрированные уроки стихотворные и прозаические тексты, репродукции картин, отрывки из музыкальных произведений не должны быть простыми иллюстрациями к изучаемым сведениям. Учитель должен показать каждому ученику, что не только он, ребенок, восхищается красотой, задушевностью стиха, но и многие поколения людей до него испытывали такой, же восторг.

Приведу пример из урока-лекции "Лирика дружбы и любви. Нравственный облик лирического героя". Все дети подготовили стихи. Читали проникновенно, стараясь передать духовную красоту и светлую радость любви. С замиранием сердца слушали музыкальное произведение "Я помню чудное мгновенье…" и вновь переживали красоту и светлую радость любви, ее глубокую человечность.

Урок-защита рефератов "Гений из Холмогор". Заранее вывесили список тем: "Ломоносов – великий сын России", "Слава россов, неподражаемый, бессмертный М.В. Ломоносов", "Детство Ломоносова", "Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова", "Учение М.В. Ломоносова в Германии", "М.В. Ломоносов – четыре загадки". Учащиеся подбирали литературный материал, отбирали, оттачивали текст, оформляли. После защиты просмотрели и обсудили фильм о М.В. Ломоносове. Затем оформили общешкольную выставку работ 9-х классов.

Интересно прошел урок-защиты рефератов по творчеству Н.А. Некрасова. В течение двух недель искали и оформляли материал на различные темы (список был вывешен заранее), учили стихи, обсуждали. Такая глубокая работа заинтересовала учащихся личностью знаменитого русского поэта, познакомила с произведениями, в которых поэт сумел показать чудесную природу России, безрадостную, тяжелую жизнь крепостных людей. К юбилею поэта была оформлена выставка лучших рисунков по произведениям Н.А. Некрасова. Все это вызвало в душах ребят сочувствие к угнетенным, к тяжелым условиям их труда. И самое главное: закрепило в сознании детей мысль о невозможности насилия одного человека над другим.

Интегрированные уроки должны не только давать знания, но и заинтересовать детей с интеллектуальной недостаточностью, чтобы им хотелось получить эти знания. Уроки-обсуждения книг, устные журналы, уроки-концерты, конкурсы, чтобы такие уроки проходили интересно, несли в себе большой эмоциональный заряд, им предшествует большая и кропотливая работа. Игровые задания, упражнения, связанные с театрализацией, где происходит ролевое перевоплощение, возникает возможность дать каждому ученику работу по душе и по силам, причем работу творческую. Так при проведении обобщающего урока по теме: "Русские народные сказки" дети с ОВЗ подготовили инсценирование сказки "Царевна-Лягушка".

Такие занятия помогают развитию мыслительной деятельности детей с ОВЗ, сплачивают коллектив.

Урок-концерт, посвященный Дню Победы и "Поэзия мужества…". Под лирику "Священная война" дети входили в актовый зал. Оформление, музыка, торжественный внешний вид – настроили детей на серьезное мероприятие "Поэзия Великой Отечественной войны". Начался урок с чтения стихов Твардовского А.Т.. Дети слушали внимательно стихи в исполнении сверстников. Стихи сопровождались музыкальным оформлением. Прозвучали стихи А. Сафронова, К. Симонова, М. Исаковского, Ю. Дружининой. На уроке прозвучали песни в исполнении детей, показаны отрывки из к/ф о войне. Эта тема героизма, силы духа, любви к Родине, народу имеет широкое общечеловеческое значение. Интеграция совершается на основе широкого охвата жизненных явлений.

На интегрированных уроках дети с ОВЗ работают с интересом, усваивают обширный по объему материал. Таким образом, в результате интегрированного обучения:

  • развивается интерес к предметам;
  • повышается уровень знаний по предмету;
  • происходит эмоциональное развитие учащихся, основанное на обращении к музыке, живописи, литературе;
  • растет познавательный интерес детей с ОВЗ, который проявляется в желании активно и самостоятельно работать на уроке и во внеурочное время;
  • учащиеся включаются в творческую деятельность.

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин