Таран Лидия Геннадьевна, учитель, "Нижнетагильская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 15"
Запорожан Ольга Львовна, учитель, "Нижнетагильская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 15"
В последние годы в педагогической практике остро встал вопрос об активации познавательной деятельности учащихся. Чтобы повысить интерес детей с ОВЗ к учебе и общественной жизни мы решили изучить и использовать на уроках биологии и КБЖ форму интегрированного обучения, что способствует снятию перенапряжения, перегрузки, утомляемости учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока.
Для успешного проведения интегрированных уроков мы поставили цели:
- Расширение предметов познания.
- Соединение теоретической подготовки с практической, что способствует формированию обобщенных видов познавательной деятельности.
- Повышение авторитета теории в сознании учащихся.
- Создание благоприятных условий для развития личности ребенка.
Прежде чем проводить интегрированные уроки в системе, мы согласовали учебные программы по предметам КБЖ и биологии, обсудили и рассмотрели, как подойти к изучению одних и тех же процессов, явлений, законов, теорий в этих курсах дисциплин. И, наконец, спланировали тематику и конспекты уроков.
Опыт работы показал, что при планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие условия:
- Определение главной цели интегрированного урока, исходя из которой, будут сформированы сведения необходимые для ее реализации.
- Определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке.
- Тщательная координация действий учителей при проведении урока.
Мы посчитали правильным интегрированные уроки разделить по способу организации на две части: теоретическую и практическую. Многолетняя практика педагогической работы показывает, что у учащихся старших классов резко падает интерес к учебе.
Причин тому несколько:
- сконцентрированное, сжатое построение программ вызывает у подростков чувство надоедливого знакомства;
- дальнейшее усложнение содержания учебного материала делает его недоступным многим учащихся, что снижает учебную мотивацию;
- у подростков в рамках возрастного кризиса наблюдается снижение успеваемости и работоспособности в связи с возникновением нового типа отношений с взрослыми и сильными эмоциональными переживаниями по этому поводу.
Проведенный нами анализ умений и навыков учащихся показал, что школьники с интеллектуальной недостаточностью не могут самостоятельно установить взаимосвязь между знаниями, полученными на различных школьных предметах, перенести знания в иные условия и актуализировать их.
Задача учителя - показать, что знания, полученные по одному какому-либо предмету, обогащают, дополняют знания по другим учебным предметам. Этого можно достичь используя на уроках биологии знания учащихся полученные на уроках КБЖ. При этом основное внимание надо уделять формированию у учащихся важнейших в практическом отношении умений и навыков (проведение искусственного дыхания, первая помощь при переломах, ушибах, кровотечении, тепловом и солнечном ударах, переохлаждении и обморожении и т.д.), имеющих отношение к жизненной повседневной практике.
На уроках в 9 классе учащиеся должны не только усвоить сведения о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека, получить знания о том, какой вред здоровью наносит курение, употребление спиртных напитков, а также токсикомания, но и получить практические навыки, способствующие сохранению и укреплению здоровья человека.
Учитывая выше сказанное, нами совместно, были разработаны уроки для учащихся 9 классов. Данный вид уроков, на наш взгляд, является особенно продуктивным и эффективным. Школьники с ОВЗ характеризуются трудностями в переносе знаний, поэтому появление учителя КБЖ на уроке биологии играет роль психологического «выключателя», позволяющего включить биологические знания в процесс практической работы на уроке КБЖ. Одним из условий эффективности коррекционно-развивающих интегрированных уроков является их регулярность. Уроки биологии и КБЖ в коррекционной школе позволяют применить различные виды интеграции в отношении детей с нарушением интеллекта различной степени.
Интегрирование предметов биологии и КБЖ позволило нам расширить и углубить предметы познания, ликвидировать дублирование и сокращение времени на изучение, отработку и закрепление данной темы.
Исходя из вышесказанного, интеграция предметов биологии и КБЖ, как новая технология, позволила нам добиться поставленных задач:
- решить проблему разобщенности разных предметов;
- исключить повторы в разных учебных дисциплинах;
- углубить изучение материала без дополнительных временных затрат;
- повысить творческий потенциал учащихся;
- расширить информативную емкость урока.
Для этого при разработке данных уроков нами были использованы следующие методы и моменты:
- Организационный момент, предусматривающий рефлексию учащихся.
- Метод наглядности – прием сообщения условий задания, которое способствовало развитию воспитания учащихся.
- Словесный метод - беседа, в ходе которой учителем биологии отрабатываются встречающиеся на уроке понятия.
- Метод объяснения и практической работы с постановкой дополнительных вопросов к учащимся для активизации внимания, точного выполнения работы предлагаемой учителем КБЖ.
В ходе урока корригировались недостатки в моторике учащихся в процессе выполнения практических упражнений, зрительного восприятия. Ценность интегрированных уроков, на наш взгляд, заключается в том, что у наших детей наиболее развито наглядно-образное мышление, привязанное к ситуации. Интеграция дает возможность перейти от изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному, комплексному изучению, показывает мир во всем многообразии с привлечением научных знаний в области биологии и КБЖ, что способствует включению эмоций в процесс познаний.
Интегративно-тематический подход предусматривает объем знаний не одного урока биологии и КБЖ, а целой учебной темы. При этом уроки дают конкретные результаты:
- Повысился уровень знаний.
- Усилилось эмоциональное развитие учащихся.
- Возрос познавательный интерес.
- Произошло включение учащихся в творческую деятельность.
Все использованные приемы и методы позволили наглядно показать школьникам с ОВЗ необходимость изучения биологии и КБЖ, значительно повысили интерес к данным предметам и темам. Интеграция, как цель обучения, дает ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как систему, учит его представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.
Таким образом, интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов.