Современные методы и формы интегрированного обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии и КБЖ

Таран Лидия Геннадьевна, учитель, "Нижнетагильская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 15"

Запорожан Ольга Львовна, учитель, "Нижнетагильская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 15"

В последние годы в педагогической практике остро встал вопрос об активации познавательной деятельности учащихся. Чтобы повысить интерес детей с ОВЗ к учебе и общественной жизни мы решили изучить и использовать на уроках биологии и КБЖ форму интегрированного обучения, что способствует снятию перенапряжения, перегрузки, утомляемости учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока.

Для успешного проведения интегрированных уроков мы поставили цели:

  1. Расширение предметов познания.
  2. Соединение теоретической подготовки с практической, что способствует формированию обобщенных видов познавательной деятельности.
  3. Повышение авторитета теории в сознании учащихся.
  4. Создание благоприятных условий для развития личности ребенка.

Прежде чем проводить интегрированные уроки в системе, мы согласовали учебные программы по предметам КБЖ и биологии, обсудили и рассмотрели, как подойти к изучению одних и тех же процессов, явлений, законов, теорий в этих курсах дисциплин. И, наконец, спланировали тематику и конспекты уроков.

Опыт работы показал, что при планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие условия:

  1. Определение главной цели интегрированного урока, исходя из которой, будут сформированы сведения необходимые для ее реализации.
  2. Определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке.
  3. Тщательная координация действий учителей при проведении урока.

Мы посчитали правильным интегрированные уроки разделить по способу организации на две части: теоретическую и практическую. Многолетняя практика педагогической работы показывает, что у учащихся старших классов резко падает интерес к учебе.

Причин тому несколько:

  • сконцентрированное, сжатое построение программ вызывает у подростков чувство надоедливого знакомства;
  • дальнейшее усложнение содержания учебного материала делает его недоступным многим учащихся, что снижает учебную мотивацию;
  • у подростков в рамках возрастного кризиса наблюдается снижение успеваемости и работоспособности в связи с возникновением нового типа отношений с взрослыми и сильными эмоциональными переживаниями по этому поводу.

Проведенный нами анализ умений и навыков учащихся показал, что школьники с интеллектуальной недостаточностью не могут самостоятельно установить взаимосвязь между знаниями, полученными на различных школьных предметах, перенести знания в иные условия и актуализировать их.

Задача учителя - показать, что знания, полученные по одному какому-либо предмету, обогащают, дополняют знания по другим учебным предметам. Этого можно достичь используя на уроках биологии знания учащихся полученные на уроках КБЖ. При этом основное внимание надо уделять формированию у учащихся важнейших в практическом отношении умений и навыков (проведение искусственного дыхания, первая помощь при переломах, ушибах, кровотечении, тепловом и солнечном ударах, переохлаждении и обморожении и т.д.), имеющих отношение к жизненной повседневной практике.

На уроках в 9 классе учащиеся должны не только усвоить сведения о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека, получить знания о том, какой вред здоровью наносит курение, употребление спиртных напитков, а также токсикомания, но и получить практические навыки, способствующие сохранению и укреплению здоровья человека.
Учитывая выше сказанное, нами совместно, были разработаны уроки для учащихся 9 классов. Данный вид уроков, на наш взгляд, является особенно продуктивным и эффективным. Школьники с ОВЗ характеризуются трудностями в переносе знаний, поэтому появление учителя КБЖ на уроке биологии играет роль психологического «выключателя», позволяющего включить биологические знания в процесс практической работы на уроке КБЖ. Одним из условий эффективности коррекционно-развивающих интегрированных уроков является их регулярность. Уроки биологии и КБЖ в коррекционной школе позволяют применить различные виды интеграции в отношении детей с нарушением интеллекта различной степени.

Интегрирование предметов биологии и КБЖ позволило нам расширить и углубить предметы познания, ликвидировать дублирование и сокращение времени на изучение, отработку и закрепление данной темы.

Исходя из вышесказанного, интеграция предметов биологии и КБЖ, как новая технология, позволила нам добиться поставленных задач:

  • решить проблему разобщенности разных предметов;
  • исключить повторы в разных учебных дисциплинах;
  • углубить изучение материала без дополнительных временных затрат;
  • повысить творческий потенциал учащихся;
  • расширить информативную емкость урока.

Для этого при разработке данных уроков нами были использованы следующие методы и моменты:

  1. Организационный момент, предусматривающий рефлексию учащихся.
  2. Метод наглядности – прием сообщения условий задания, которое способствовало развитию воспитания учащихся.
  3. Словесный метод - беседа, в ходе которой учителем биологии отрабатываются встречающиеся на уроке понятия.
  4. Метод объяснения и практической работы с постановкой дополнительных вопросов к учащимся для активизации внимания, точного выполнения работы предлагаемой учителем КБЖ.

В ходе урока корригировались недостатки в моторике учащихся в процессе выполнения практических упражнений, зрительного восприятия. Ценность интегрированных уроков, на наш взгляд, заключается в том, что у наших детей наиболее развито наглядно-образное мышление, привязанное к ситуации. Интеграция дает возможность перейти от изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному, комплексному изучению, показывает мир во всем многообразии с привлечением научных знаний в области биологии и КБЖ, что способствует включению эмоций в процесс познаний.

Интегративно-тематический подход предусматривает объем знаний не одного урока биологии и КБЖ, а целой учебной темы. При этом уроки дают конкретные результаты:

  1. Повысился уровень знаний.
  2. Усилилось эмоциональное развитие учащихся.
  3. Возрос познавательный интерес.
  4. Произошло включение учащихся в творческую деятельность.

Все использованные приемы и методы позволили наглядно показать школьникам с ОВЗ необходимость изучения биологии и КБЖ, значительно повысили интерес к данным предметам и темам. Интеграция, как цель обучения, дает ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как систему, учит его представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

Таким образом, интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов.

  • 01
  • 02
  • 03
  • 04

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин