Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся с ОВЗ на занятиях адаптивным спортом

Гамм Елена Эрвиновна, учитель, педагог дополнительного образования, воспитатель, ГКОУ СО "Специальная (коррекционная) школа 172", Екатеринбург

Полноценная социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья невозможна без формирования системы их нравственно - правового сознания и соответствующего социального поведения, что осуществляется в процессе нравственного, правового и физического просвещения и воспитания. Большое внимание нами уделяется развитию адаптивного спорта. Уже много лет работает спортивная секция «Баскетбол». Участвуя в специальном олимпийском движении, наши воспитанники показывают очень высокие результаты именно в этом виде спорта.

Учёные рассматривают занятия адаптивным спортом, как "длительный процесс формирования личности, аккумулирующий в себе ценности, нормы, традиции, идеалы и правила спортивного поведения". В начале своей работы главную свою задачу мы видели в том, чтобы как можно больше детей привлечь к занятиям баскетболом, особенно, так называемых, трудных подростков, чтобы отвлечь их от вредных привычек, зависимостей. И на том этапе нам удалось добиться самого главного - устойчивого интереса детей к занятиям баскетболом. В настоящее время тренировки – это обучение основным навыкам игры, создание сплочённой команды, воспитание уважительного отношения к партнёрам по команде и противникам. Мы учим своих игроков не только выигрывать, но и достойно принимать проигрыш. Пожать руки соперникам после матча, никого не обвинять в поражении, не злорадствовать над проигравшими – все эти навыки корректного поведения непременно пригодятся нашим ребятам и в обычной жизни.

Баскетбол – это, прежде всего, командная игра! Каждый игрок должен понимать это и работать на команду, а не на себя. Учитывая нарушения эмоционально-волевой сферы наших учеников, мы всегда следим, чтобы между игроками не возникало конфликтных ситуаций, ведь баскетбол – это скоростная, контактная и очень эмоциональная игра. Для сплочённости команды мы проводим совместные мероприятия: походы на спортивные зрелища, поездки за город и т.д., а также соблюдаем определённые ритуалы. Например, перед матчем или во время тайм-аута собираемся в круг и выкрикиваем название команды, города, из которого мы родом, девиз или любую заводную "кричалку".

Невозможно сделать всех игроков одинаковыми. Мы не можем требовать, чтобы они были задушевными товарищами и всё своё время проводили вместе. Но мы делаем всё для того, чтобы на тренировке или матче, игроки отбрасывали в сторону разногласия и становились единой командой. Мы стараемся создать на тренировках такие условия, которые помогли бы раскрыться каждому, показать свои лучшие стороны и скоррегировать негативные. Не секрет, что в любом спортивном или классном коллективе есть подростки, нарушающие дисциплину, не умеющие держать себя в руках, заносчивые или обидчивые. Такие игроки - всегда проблема для тренера. Но и она должна быть решена, ведь мы ответственны за гармоничные отношения внутри команды. Мы считаем необходимым, чтобы при обсуждении игры обязательно высказывались все члены команды, чтобы они обращали внимание на то, что сделано хорошо, а что плохо. Во время тренировок мы стараемся дать положительную оценку всему, что у детей хорошо получается. Конечно, это касается и индивидуальных упражнений, и совершенствования навыков и основ баскетбола. Но когда игроки действуют как команда, выполняя атаку или защиту, помогают друг другу, даём им понять, что они играют, как чемпионы НБА.

Игроки должны принимать участие во всём, что касается команды в целом. Например, участвуя во Всемирных летних специальных Олимпийских Играх в Греции, в рамках культурной программы нами был подготовлен музыкальный номер "Уральские ложкари", который не оставил равнодушным никого из зрителей.

Одно из удивительных свойств любого коллектива – его способность к саморазвитию. Радость от хорошо выполненной комбинации передаётся всем членам команды, неудача товарища влияет на самочувствие остальных, энтузиазм педагога охватывает всех воспитанников. Если раньше в команде чаще можно было услышать ругань по поводу плохого паса или прохода, то теперь игроки более эмоционально проявляют свои чувства по поводу удачных элементов в игре. Они стали понимать, что забитый ими гол – это не личный, а командный результат. В процессе взаимодействия у ребят не только повышаются спортивные навыки, но и формируются коммуникативные. Они развиваются личностно.

У нас в команде нет ни одного спортсмена, о котором можно было бы сказать: "Он вырос в благополучной семье". В основном это ребята из неполных семей, алкоголизирующих, опекаемые или сироты. Для многих команда стала единственным местом, где они чувствуют себя нужными, любимыми и успешными. Очень важно, что высокие спортивные достижения наших учащихся и выпускников отмечены правительственными наградами. Среди них есть лауреат премии Губернатора Свердловской области, а также лауреаты премии Президента России в поддержку талантливой молодёжи.

Общее дело, единая цель помогают стать сплочённым коллективом, почувствовать ответственность и гордость за свою школу, город, страну.

Приложение - фото №1. Игра со сборной Багамы в Греции.
Приложение - фото №2. Музыкальный номер "Уральские ложкари" в исполении баскетболистов шк. 172.
Приложение - фото №3. Мы - бронзовые призёры Всемирных олимпийских игр.
Приложение - фото №4. Сборная России по баскетболу в Греции.
Приложение - фото №5. Юнифайд-баскетбол со сборной Кипра.

  • 00001
  • 00002
  • 00003
  • 00004
  • 00005

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин